Татьяна Кузнецова
Мастер-класс «Нетрадиционные приемы и методы, способствующие развитию речи на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Нетрадиционные приемы и методы, способствующие развитию речи на музыкальных занятиях»
Цель: Знакомство участников семинара с нетрадиционными приёмами и методами использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма, тонкой моторики и речи.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционные приемы и методы, способствующие развитию речи на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
• Представить участникам мастер-класса приёмы и методы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.
• Показать педагогам важность и целесообразность развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста нетрадиционными приёмами и методами.
Форма проведения: практическое занятие с педагогами.
Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, ритмо-палочки, детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты.
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ (воспитателей, музыкальных руководителей) по использованию различных приёмов и методов развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Участники: мастер – класс предлагается для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.
Структура мастер - класса:
• Вступительное слово по теме.
• Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приёмов развития чувства ритма.
• Рефлексия – итог занятия.
Ожидаемый результат: участники получат опыт использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующий развитию у детей чувства ритма, мелкой моторики и развитию речи.
Ход мероприятия:
Модернизация дошкольного образования в связи с введением ФГОС предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Предусматривается построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом, реализация которого невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции образовательных областей. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т. к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
различные речевые нарушения.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более
легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.
На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей и немного подвигаться вместе со мной!
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Музыкальный руководитель:
Прошу внимания! Прошу вашего дружеского участия и понимания! Я мастер – класс сегодня покажу, много интересного, поверьте, расскажу. Дети любят эти упражнения. Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
2. Практическая часть
Разминка – приветствие.
1. Участники двигаются произвольно и поют песенку на слова:
-Ходим. Гуляем. Гостей встречаем.
-Привет вам! Привет вам!
Встречают друг друга и здороваются.
2. Двигаются парами, встречаются и здороваются парами.
3. Двигаются четвёрками, выстраиваются в “каре” и здороваются.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
1)Речевая игра
"С добрым утром!" О. Бурнашевской,В. Любодаровой
С добрым утром, глазки, поглаживают веки
Вы проснулись? смотрят в бинокль
С добрым утром, ушки, гладят уши
Вы проснулись? слушают
С добрым утром, ручки, гладят руки
Вы проснулись? хлопают
С добрым утром, ножки, гладят ноги
Вы проснулись? топают
С добрым утром, солнце, поочерёдно поднимают руки вверх
Все проснулись! руками наверху машут.
Музыкальный руководитель:
-Ну, как настроение, улучшилось? Вот что может сделать слово!
Такие упражнения называют коммуникативными. Они развивают координацию движений и слова, развивают умения ориентироваться в собственном теле, поднимают настроение.
Музыкальный руководитель:
2) Развитию координации движений и чувства ритма способствует упражнение «Звучащие жесты».
Кто может назвать, что относится к звучащим жестам?
Это движения, выполняемые руками и ногами: хлопки, щелчки, шлепки по коленям, притопы, а так же это могут быть звуки, издаваемые с помощью артикуляционного аппарата: цоканье, щелканье языком, фырканье и т. п.
Звучит полька «Добрый жук»
Участники на каждую фразу поочерёдно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а) хлопок; б) шлепок по коленям; в) притоп; г) щелчки.
В таких играх у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно. Развивается координация движений, укрепляются мышцы артикуляционного аппарата: щек, губ, языка.
Музыкальный руководитель:
А сейчас мы в руки палочки возьмем,
С ними упражненье тоже проведем.
3)Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка»
(выполняется сидя на ковре или стоя в кругу)
Рыбка, рыбка, - 2 раза стучим перед собой палочками
Вот -передаем соседу справа
Червяк - берем другую палочку, переданную соседом слева.
Откуси, хоть -2 раза стучим перед собой палочками
Чуточку - передаем соседу справа;
затем берем другую палочку, переданную соседом слева
Не проси - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак - передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь - 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку -передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону.
Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть.
Такие упражнения способствуют развитию внимания, логического мышления, координации движений, развивают моторику рук, закрепляют ориентировку в пространстве.
4) Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов).
Музыкальный руководитель:
Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас, друзья, море достижений.
Участники озвучивают стихотворение «Ночь»
- Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели (трещотка).
- Подпевали половицы: «Нам не спится, нам не спится!» (маракасы)
-Ставни чёрные дрожжали и окошки дребезжали (звенит треугольник).
- И забравшись в уголок, печке песню спел сверчок (дудочка).
Музыкальный руководитель:
Совершенствование навыков, приобретённых в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, способствует развитию чувства ансамбля, дети учатся подбирать к тексту звучание инструментов по тембрам, а это уже элементы творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом можно заменить самостоятельно изготовленными шумовыми и ударными музыкальными инструментами.
5). Поем молча.
Упражнение «Испорченная пластинка».
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками.
Выделенная строка поется вслух, а не выделенная про себя.
В траве сидел кузнечик (вслух,
В траве сидел кузнечик (про себя,
Совсем как огуречик (вслух,
Зелененький он был (про себя).
Представьте себе, представьте себе (вслух)
Совсем как огуречик (про себя)
Представьте себе, представьте себе (вслух)
Зелененький он был (про себя).
Музыкальный руководитель: Данные упражнения способствуют развитию произвольного внимания, функций контроля и самоконтроля за своими действиями.
6) Танцтерапия.
Музыкальный руководитель:
Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю всех участников исполнить веселый танцевальный флешмоб.
«Тетя Весельчак»
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.
7) «Игры-сочинялки»
формируют навыки создания творческого продукта (песни или мелодии).
Музыкальный руководитель:
«Можем спеть про всё на свете:
Как резвятся, пляшут дети,
Как зимою снег идёт,
Как в саду цветок растёт,
Как козёл ест лист капустный,
Как нам радостно и грустно,
Спеть про солнышко и дождик,
И про пуговицу тоже –
Мы про всё, что захотим,
Тотчас песню сочиним!»
Проводится беседа (о чём может быть песенка, о чём детям хотелось бы придумать свою песенку). Детям, затрудняющимся в выборе темы, предлагается пройти за ширму и взять карточку-подсказку.
Сегодня в одну такую игру мы с вами поиграем.
Педагог исполняет «Польку» М. Глинки и говорит:
на эту музыку мне сегодня хочется придумать песню про блин, так как совсем скоро у нас будет Масленица.
Играет и во время исполнения тактов 2,4,6,8 пропевает: «Блин, блин!». Как вы думаете, получилась у меня песня? Предлагаю участникам придумать остальные слова. Это должны быть слова определения.
Подбирают прилагательные к слову «блин»: вкусный, румяный, круглый, масляный, ароматный,мягкий, сладкий, приятный и т. д. подбирают по два слова в строку в ритм музыке:
Вкусный, румяный блин, блин!
Круглый, масляный блин, блин!
Ароматный, мягкий блин, блин!
Сладкий, приятный блин, блин!
В процессе этой игры у детей формируются умения и навыки подбирать образные определения, укладывать слова в ритм музыки. Развиваются основы стихотворного творчества.
8) Музыкальный руководитель:
Большой интерес у детей вызывает игра – хоровод на закрепление и автоматизацию звуков, например:
Встали дети в хоровод
И пошел кружить народ.
Где же звук, определите
И движеньем покажите.
Игра «Звуковой хоровод».
• Под музыку я произношу слова со звуком «х»: если этот звук стоит в начале слова, то мы идем хороводным шагом по кругу; если в середине слова, то мы сходимся к центру круга; если в конце слова – расходимся.
Слова: халва, хвастун, ухо, мех, хвоя, муха, хоровод, сухари, пух, холод, ход, сахар, хлопушка, хулиган, петух, выход, стих, художник, лопух, хитрец, горох, птаха, хамелеон, пастух, хозяйка.
Музыкальный руководитель:
Опыт моей работы и результативность использования в практике традиционных методов таких как: пальчиковая и дыхательная гимнастики, логоритмика, выявил возможность способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика и кинезиология.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив педагога. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.
Упражнение для языка «Бегемот»
- упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;
Упражнение для языка «Улыбка» -
пальцы сжаты в кулак;
Упражнение для языка «Трубочка» -
пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;
Упражнения «Улыбка» и «Трубочка»
чередовать 2-3 раза.
Упражнение «Конфетка»:
языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.
Упражнение «Часики»:
рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.
Упражнение «Толстячок»:
надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.
«Дятел»
- Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
(На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»)
- Это дятел на сосне
(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»)
- Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности. Так, философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Искуснейший врач Гиппократ, также пользовался кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. При выполнении упражнений, у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кенизиологии:
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
(Пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
(Трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«Моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(Поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем.
(Гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(Скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(Каждый палец зажимаем в кулачке)
Музыкальный руководитель:
Спасибо. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, сегодня вам была продемонстрирована вариативность использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы успешно используются в нашей работе и можно с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики.
Таким образом, можно сделать вывод, что на музыкальных занятиях, усилиями музыкального руководителя и воспитателя можно реализовывать логопедические задачи: автоматизировать звуки, развивать координацию движения и речи, укреплять мелкую и общую моторику, развивать творческое воображение и фонематический слух.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Наша память сохраняет из 100% информации:
10% из ста того, что мы слышим;
50% из ста того, что мы видим;
90% из ста того, что мы делаем.