Эльвира Коваленко
Мастер-класс «Тренажеры для развития речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми, с помощью самодельных тренажеров.
Задачи:
-рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей;
- учить применять тренажеры для дыхательной гимнастики;
- создать благоприятную атмосферу для педагогов посредством увлечения общим делом.
Темочки:
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование и материалы:заготовки тренажера «Слоник», клей, ножницы.
Ход выступления
СЛ. 2 -Уважаемые коллеги, добрый день. Тема моего мастер - класса «Тренажеры для развития речевого дыхания»
Почему я обратилась к этой проблеме?
Сильный и красивый голос зависит от дыхания. Вы наверно удивитесь, но речевое дыхание тоже нужно ставить. Источником образования звуков речи -является выдыхаемая воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, громкость голоса, четкое соблюдение пауз, плавность речи и интонационную выразительность.
Нарушение речевого дыхания может быть следствием общей ослабленности организма, аденоидных разрастаний, сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Чем же отличается речевое дыхание от физиологического?
СЛ. 3Вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи через рот. Вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковый, а во время речи наоборот, вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный и плавный. Физиологическое дыхание происходит автоматически, а речевое дыхание произвольное. Ребенок сам контролирует вдох - выдох, обеспечивая плавность и легкость произнесения, как показывает наш опыт, маленькие дети зачастую начинают говорить на вдохе или на остатках выдоха. Иногда встречаются ситуации, когда ребенку необходимо брать вдох перед каждым словом, от этого их речь становится нечеткой, хлюпающей, судорожной. Часто такие дети не договаривают слова и в конце фразы их голос звучит тихо, фраза затухающая. Все это несомненно отрицательно сказывается на развитие произношения и развития речи в целом.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу необходимо с развития дыхания, с чего я и начала.
СЛ. 4 Цель дыхательных упражнений - научить ребенка делать короткий плавный вдох и экономно расходовать воздух на выдохе. Обращаю внимание на то, чтобы при вдохе плечи у детей были неподвижны, грудная клетка не сильно поднималась при вдохе и опускалась при выдохе. Вдох должен быть коротким и мягким, а выдох - длительным и плавным, слежу за тем, чтобы при выдохе у детей не надувались щеки, выполняем с детьми упражнения ежедневно по 3 – 5 мин, в зависимости от возраста детей;
• проводим упражнения в хорошо проветриваемом помещении и обязательно до еды;
• упражнения проводим дозировано с различным темпом (дуем сильно или тихо)
• вдыхаем воздух через рот или нос, выдыхаем – через рот;
• после выдоха перед новым вдохом делаем остановку на 2 – 3 сек.
СЛ. 5Тренажеры для развития речевого дыхания можно сделать своими руками, они не требуют больших материальных затрат.
СЛ. 6Некоторые простые тренажеры, мы изготовили совместно с детьми: «Остуди горячий чай»
СЛ. 7 «Сдуй стрекозу с листочка»
СЛ. 8 «Воздушный футбол».
СЛ. 9Уважаемые коллеги, сейчася предлагаю вам изготовить самый простой, но в тоже время интересный и нужный тренажер для развития правильного речевого дыхания «Слоник».
Нам понадобятся: мордочка слона (2 части, полоска бумаги, трубочка для коктейля, клей, ножницы.
У вас на столах лежат заготовки.
СЛ. 10Берем заднюю часть головы слона и намазываем её клеем, далее кладем трубочку посередине и сверху наклеиваем переднюю часть головы. Склеиваем две части между собой, очень тщательно приклеиваем края мордочки, чтобы не проходил воздух.
Далее приступаем к изготовлению хобота, берём бумажную полоску, складываем пополам и склеиваем вдоль по краю хобота, не склеивая с одной стороны2 см, с другой стороны тоже не склеиваем. Оба торца должны быть не склеены.
Затем берем хобот, ту сторону, где не склеено 2 см., делаем параллельный надрез с другой стороны и приклеиваем к мордочке, верхнюю часть.
Далее берем ручку или карандаш и рисуем поперечные линии, имитируя складки на хоботе. Затем переворачиваем «Слоника» лицом вниз, кладем на столи закручиваем хобот на карандаш. Карандаш убираем, наш тренажер готов. Молодцы!
Давайте попробуем подуть, возьмите «Слоника» в руки, наберите полные легкие воздуха и дуйте в трубочку, не надувая щек. Получается? Молодцы!
СЛ. 11В заключении хочу сказать, дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. Развитие дыхательной системы и насыщение организма кислородом помогут укрепить здоровье ребенка. Удачи вам!