Евгения Воробьева
Мастер-класс «Сопровождение родителей по речевому и общему развитию ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по привлечению родителей к взаимодействию для успешного речевого и общего развития детей при помощи использования игровых технологий в работе по развитию речи, а так же распространение разновидностей и форм работы с детьми по формированию и развитию речи.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Сопровождение родителей по речевому и общему развитию ребёнка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями;
активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
познакомить педагогов с методами взаимодействия с родителями для успешного речевого и общего развития детей.
Ход мастер-класса :
1. Вступительная часть.
Тема нашего мастер-класса «Сопровождение родителей по речевому и общему развитию ребенка». Хотелось бы начать наше выступление со слов К. Д. Ушинского: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний, поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности». Сопровождать – значит следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются логопедом и воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования к ним предъявляются. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса, путем непосредственного вовлечения в педагогическую деятельность.
Наши задачи:
Повысить педагогическую культуру родителей;
Расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ;
Укрепить партнёрские отношения между педагогами и родителями;
Подготовить родителей в области педагогического воздействия на общее и речевое развитие детей;
Дать рекомендации по использованию методов и приёмов.
Девизом нашего мастер-класса послужит высказывание Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Мы будем сегодня играть!
Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов.
Упражнение «Сердечки». (коробочка, сердечки)
-Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов. (Рассказы воспитателей).
Упражнение «Вот так встреча!»
Родители свободно общаются между собой в течение 10 минут. Их задача: найти среди присутствующих людей, похожих на себя по какому-либо признаку. К примеру, любит горы; день рождения в июне; имеет двоих детей; живёт на 3 этаже и пр. Каждый играющий должен найти как можно больше игроков, имеющих похожие с ним увлечения, качества.
-А это упражнение можно провести совместно с родителями и детьми, оно поднимает настроение и снижает усталость.
Встаньте, пожалуйста. А теперь поднимите руки те, кто любит читать книги. Те, кто любит мороженое, попрыгают на левой ноге. У кого есть сестрёнка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Кто ел на завтрак кашу, погладьте себя по голове и т. д.
Вот мы с Вами и познакомились. Эти игры направлены на то, чтобы познакомить родителей группы между собой, объединить их для совместной деятельности в дальнейшем, настроить на конструктивную работу, создать непринуждённую атмосферу, снять эмоциональное напряжение, улучшить настроение.
Для достижения наиболее высоких результатов, нам необходимо повысить уровень знаний родителей в вопросах формирования красивой, грамматически правильной речи детей. С этой целью мы решили подобрать игры, в которые можно поиграть родителям со своими детьми дома. Не секрет, что большую часть времени мы проводим на кухне и где же как не на кухне заниматься развитием речи. Именно это пространство мы предлагаем вам для общения с ребенком, так как различных дидактических материалов на кухне более чем достаточно.
Все игры разделены на группы:
- игры на развитие фонематического слуха
- игры на обогащение словарного запаса
- игры на развитие грамматического строя речи
- игры на развитие мелкой моторики.
*Кухня – подходящее место для развития звукового восприятия. Предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы издают той или иной звук. Потрите морковку на тёрке, по шуршите пакетиками со специями, погремите горохом в стеклянной банке и т. д. Так же ребёнку можно предложить поучаствовать в составлении меню из блюд, в названии которых есть определенный звук.
Сейчас я предлагаю вам составить меню для обеда. В названии продуктов или готовых блюд должен быть звук [Л] (салат, лапша, холодец, молоко,лаваш).
Попробуйте разложить купленные продукты в две ё мкости: в одну ёмкость – со звуком [С] (сметана, сыр, сахар, сайка, колбаса, в другую- со звуком [Ш] (вермишель, шпинат, ватрушка, шоколад).
Давайте вместе составим меню на понедельник [П] и пятницу [П’]. Понедельник – пончики, спагетти, суп, помидоры, капуста…
Пятница – пирожки, печень, пюре, персики…
*Кроме того, на кухне много материала для обогащения словарного запаса. Например:
-Кто вспомнит больше слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? (Вкусный, круглый,полезный,сочный,оранжевый,спелый и т. д.)
-Еще на кухне можно поискать слова, которые можно «вынуть» из борща (капуста, свёкла, морковь, лук). Из винегрета? Из холодильника? Из кухонного шкафа?
- Можно поиграть в игру «Из двух-одно». Давайте научим детей составлять их двух слов одно (кофе варит –кофеварка, мясо рубит – мясорубка, кофе мелет – кофемолка, сок выжимает – соковыжималка).
*Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься с ребенком развитием грамматических категорий.
Например:
1. Можно повторить предлоги: куда мы положим мясо?-правильно, в морозилку, фрукты мы оставим на столе, а печенье уберем в шкаф.
2. Научите ребёнка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получится: из апельсина – апельсинчик, из курицы – курочка, из яблока – яблочко, из булки – булочка и т. д.
3. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить, что лежит на столе. Пусть он закроет глаза, а вы уберёте один предмет. Ребёнок должен вспомнить и назвать, чего не стало.
4. Предложите сосчитать предметы посуды (одна чашка, две чашки). Обратите внимание правильно ли ребенок согласовывает слова.
*Сейчас я хочу предложить игры на развитие мелкой моторики и артикуляции.
Вы, наверное, удивитесь, но чупа-чупс – отличный логопедический тренажёр.
Единственное условие, чтобы карамель была не большого размера.
Берем леденец и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком. Используется для упражнений «часики», «качели», «колесо».
Положить шарик в углубление «чашечки» языка.
Массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать.
Удерживать леденец губами, сжимая их.
Прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу
Массировать щеки изнутри шариком.
После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:
Кладем на середину языка и делаем языком трубочку
Дуем в трубочку на ватку
Ставим палочку в стакан с водой и делаем бурю
Выкладываем из палочек буквы и фигурки.
Для развития мелкой моторики можно использовать крупу, фасоль, горох. Крупу можно просеивать через сито, перебирать, песыпать из одной ёмкости в другую с помощью ложки, рисовать пальчиками по рассыпанной манной крупе и т. д.
Вот в такие игры можно поиграть на кухне дома с ребёнком.
2. Теоретическая часть.
Во все времена существования общеобразовательных учреждений поднимался вопрос о работе с родителями, привлечении их к сотрудничеству, как в воспитательных областях, так и образовательных. В своей работе мы используем информационно-аналитические формы работы, досуговые, познавательные и наглядно-информационные.
• Информационно-аналитические направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это опросы, анкетирование, почтовый ящик доверия и т. д.
• Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки, направленные на установление тёплых, доверительных отношений. Это семейные театры, концерты, игры, конкурсы, спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии и т. д.
• Познавательные формы выполняют доминирующую роль, их суть в ознакомлении родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков. Это родительские собрания в нетрадиционной форме, проекты, индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель, информационные стенды.
• Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Это открытые занятия и коррекционные часы, родительские уголки, выставки детских работ и фотографий, дни открытых дверей.
3. Итог
Вот и подошло к концу время нашего общения. Мы надеемся, что наш мастер-класс не прошел даром, и вы почерпнули для себя что-то новое. Спасибо за внимание.