Вера Жаркова
Мастер-класс «Роль детского оркестра в драматизации сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая часть
Приобщение детей к музыкальному творчеству в нашем детском саду осуществляется путем создания музыкальной сказки, что дает возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут.
Основной целью создания музыкальной сказки с детьми является воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение ко всему происходящему.
Публикация «Мастер-класс „Роль детского оркестра в драматизации сказок“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Оркестр для детей
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.
Музыкальные сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации.
Постановка сказки — это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.
Сказка усваивается обычно в несколько этапов. На первом этапе нужно выразительно прочитать сказку детям, исполняя по ходу действия имеющиеся песни и музыку. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. Через некоторое время, примерно через неделю, слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2—3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.
На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Освоение и запоминание текста и музыки может идти двумя путями: можно разучивать со всей группой или подгруппами. Обычно это происходит таким образом. Читается сказка, а дети — по своему желанию или по просьбе воспитателя — говорят слова и поют песню того или иного персонажа. Песни, которые встречаются в сказке, можно также выучить со всеми детьми, а затем для исполнения выделить тех, кому это лучше удается.
На третьем этапе дети усваивают текст сказки и мелодии песен и начинают исполнять их в игре. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Необходимо поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки.
Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, можно напомнить его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит высоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.).
Поскольку сказка у нас связана с музыкой, в качестве музыкального сопровождения я взяла оркестр, потому что играя в оркестре, детям легче войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает ярче представить сказочные персонажи.
Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что работа над постановкой «Музыкальной сказки» с использованием игры детей в оркестре
- позволяет развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности; развивает чувство ритма, ансамблевого звучания и согласованности в игре на музыкальных инструментах.
- способствует личностному росту детей, воспитанию сильной, трудолюбивой творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и общему развитию детей;
Практическая часть:
Дети, скажите пожалуйста, как можно показывать сказку? (стихи, песня, танец)
Сегодня я предлагаю вам рассказать сказку «Теремок». А рассказывать мы ее будем с помощью музыкальных инструментов. Но сначала давайте мы с вами выберем себе роли (надеть бумажные шапочки)
Но герои нашей сказки пока молчаливые. А говорить они будут с помощью музыкальных инструментов!
Детки, посмотрите на столе лежат инструменты. Давайте возьмем например, колокольчик (позвенеть им). Этот инструмент мы дадим зайчику.
зайчик (колокольчик)
мышка-металлофон
лисичка –треугольник
лягушка- трещотки
волк-бубенчики
медведь - бубен
А сейчас детки пройдем на сцену нашего театра и начнем представление!
Садятся на стульчики
Сейчас мы с вами будем рассказывать сказку, а по мере озвучивания каждого героя, вы, «звери» играют на своем инструменте.
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (поиграла на инструменте). Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка (поиграла на инструменте) и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик (поиграл на инструменте). Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка (поиграла на инструменте). Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок (поиграл на инструменте, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый (поиграл на инструменте). Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и решил медведь, что он будет на крыше теремка жить. Звери очень испугались, что медведь раздавит теремок, но влез медведь на крышу и только уселся —бах! — развалился теремок. (играем на инструментах хаотично)
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
И на радостях звери все дружно сыграют оркестром!
Но для начала мы должны с вами разучить партии. Разучивание каждой партии
Играем оркестром