Татьяна Кузнецова
Развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему «Развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель» как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Провела и составила:
Кузнецова Татьяна Валерьевна
воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад № 5»
Уважаемые коллеги!
Публикация «Развивающее дидактическое пособие „Занимательная карусель“» размещена в разделах
Представляю вашему вниманию развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель», выступающее как одно из средств, направленных на повышение качества дошкольного образования, а именно, на развитие интеллектуально – творческих способностей детей. В основе методологических принципов использования данного пособия лежит :
- технология ТРИЗ;
- интеграция образовательных областей.
Пособие полифункционально, так как позволяет решать интеллектуально-творческие задачи практически любой образовательной области, в различных видах деятельности, и в разных возрастных группах с постепенным их усложнением.
Этапы работы с дидактическим пособием.
В игровой деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, играем на двух кругах карусели, разделённых на 4 – 6 секторов.
На данном этапе использую игры на подбор пары «Мамы и малыши», «Один – много», «Цветные картинки» и др.
На нижнем круге устанавливаю картинку, пара к которой подбирается путем прокручивания второго круга.
В игровой деятельности с детьми 5-6-лет также использую два круга, и постепенно добавляю третий круг, разделённые уже на 6 – 8 секторов: «Кто где живёт и что ест», «Посчитай-ка», «Когда это бывает?», «Подбери по форме» и др.
На этом возрастном этапе ввожу игры с элементами случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают два кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игры любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой других колец. Задача ребёнка состоит в том, чтобы пофантазировать, как можно объединить предметы. Это такие игры, как «Придумай сказку», «Объяснялки» и др.
Дети 6-7 лет справляются с заданиями, в которых используется 3 и даже 4 круга, разделё нные на 8 секторов: «Пищевые цепочки», «С какой ветки детки», «Соседи числа», «Подбери по форме и цвету» и др.
На этом этапе вводятся игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются три кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (например, как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.
К пособию прилагается картотека с кратким описанием 32 - х игр, и 11 наборов карточек, объединённых общей тематикой.
Набор карточек «Подбери комплект»
1. Д/игра «Подбери шапочку к шарфику»
2. Д/ игра «Подбери шапочку к рукавичкам»
3. Д/ игра «Собери комплект для прогулки»
4. Д/ игра «Потеряшки»
Набор карточек «Сказки»
1. Д/ игра «В гости к сказкам»
2. Д/ игра «Подбери сказочный предмет»
3. Д/ игра «Путешествие по сказкам»
4. Д/ игра «Путаница»
Набор карточек «Посчитай-ка»
1. Дидактическая игра «Один - много»
2. Дидактическая игра
«Считай – не зевай, цифру подбирай»
Набор карточек «Собери семейку»
1. Дидактическая игра «Собери семейку»
2. Дидактическая игра «Сказочная страна»
Набор карточек «Профессии»
1. Д/ игра «Кому что нужно для работы?»
2. Д/ игра «Кто на чём ездит?»
3. Д/ игра «Все профессии нужны,
все профессии важны»
4. Д/ игра «Объяснялки»
Набор карточек «Времена года»
1. Дидактическая игра «Одеваемся на прогулку»
2. Дидактическая игра «Времена года»
3. Дидактическая игра «Как так получилось?»
Набор карточек «Кто где живёт и что ест?»
1. Дидактическая игра «Кто где живёт?»
2. Дидактическая игра «Кто что ест?»
3. Дидактическая игра «Кто где живёт и что ест?»
4. Дидактическая игра «Фантазёры»
Набор карточек «Деревья и кустарники»
1. Дидактическая игра «С какой ветки детки?»
2. Дидактическая игра «Чудо - дерево»
Набор карточек «Животные»
1. Дидактическая игра «Мамы и малыши»
2. Дидактическая игра
«Домашние и дикие животные»
3. Дидактическая игра
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
С каждым набором можно играть на любом возрастном этапе, варьируя количество колец и секторов на кругах.
А теперь давайте поиграем. У человека все закладывается с детства, профессиональная направленность в том числе. Именно поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Все профессии нужны, все профессии важны».
Сценарий игры:
Поэтому выбирайте на нижнем круге любую профессию, которая вам нравится. Наведите стрелку на карточку.
- Кто это?
Представители многих профессий используют транспорт специального назначения. На среднем круге подберите машину для этой профессии. Для чего нужна машина представителю выбранной профессии? Не только специальные машины помогают людям в работе, им ещё нужны и орудия труда. Выберите его на верхнем круге.
- Перечислите, что получилось. А далее ребятам предлагаю рассказать всё, что они знают о профессии.
А теперь волшебное превращение: перевернём картинки, и вот мы уже в сказке.
Этот вариант игры направлен на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого варианта игр, но при этом раскручиваются сразу три кольца.
Сценарий игры:
- Раскрутите круги, зажмурьте глаза и произнесите: «Раз, два, три, СТОП!»
- Итак, что же нам выпало?
- Пофантазируйте об этом.
Я познакомила Вас лишь с несколькими играми, в которые можно играть с помощью развивающего дидактического пособия «Занимательная карусель».
Доказательством того, что мои игры интересны, служит ежедневный вопрос моих воспитанников.
А СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ КАТАТЬСЯ НА КАРУСЕЛИ?