Плотникова Анастасия
Мастер-класс «Культура профессионального здоровья педагога как важный фактор в физическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Каково ее значение в профессиональной деятельности педагога?
Какую роль культура профессионального здоровья педагога играет в работе с дошкольниками?
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я – инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 4» Плотникова Анастасия Андреевна.
Ведущий: Я рада встрече и непременно хочу с Вами познакомиться. Да-да, именно познакомиться, несмотря на то, что мы друг друга знаем. А чтобы лучше узнать друг друга, давайте поиграем.
Публикация «Мастер-класс „Культура профессионального здоровья педагога как важный фактор в физическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2021
(Ведущий объясняет правила игры)
Ведущий: Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например: Наталья – настойчивая, Марина – миролюбивая и т. д.
Аудитория: проводится игра знакомства.
Ведущий: Спасибо, коллеги, думаю, что знакомство для нас было приятным.
(Далее упражнение «Воздушный шар»)
- А сейчас я Вас приглашаю за столы. Обратите, пожалуйста, внимание: на столах лежат листы бумаги и карандаши. Вам надо выполнить следующие задания:
1. Нарисовать воздушный шар, который летит над землей.
2. Дорисовать человечка в корзине воздушного шара. Это Вы.
Представьте, что вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.
Напишите, какие 6 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).
А теперь представьте, что Ваш воздушный шар начал снижаться и Вам грозит опасность – Вы скоро можете упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться снова вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Аудитория: Коллеги зачитывают слова, инструктор записывает их на доске, если слова повторяются, то ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т. д. (Слово здоровье занимает 1 место). Подводит их к теме встречи.
Ведущий: Итак, коллеги, мы видим, что самая важная жизненная ценность для нас это – здоровье. И я с Вами, конечно, соглашусь, потому что профессию педагога относят к группе риска по частоте нарушений здоровья и серьезности заболеваний, главные причины которых – стрессы и психическое перенапряжение.
- Мы все с Вами педагоги, от нашего самочувствия напрямую зависит здоровье детей, которые находятся рядом с нами. Чтобы достичь успехов в воспитании и обучении детей и при этом сохранить их здоровье, нам необходимо обратить внимание на своё здоровье и душевное благополучие. Поэтому сегодня мы с Вами будем общаться по проблеме культуры профессионального здоровья педагога как важном факторе в физическом воспитании дошкольников. (тема и введение выводим на слайд)
Цель: Обеспечение возможности сохранения здоровья, формирование у педагога необходимых знаний, умений, навыков в вопросах здорового образа жизни (на слайд)
Так что же это такое – «культура профессионального здоровья»? И почему она так важна в работе с детьми? Какую роль она играет в профессиональной деятельности педагога? Какие внутренние и внешние факторы положительно или отрицательно влияют на здоровье педагога? Обо всем этом мы с Вами сегодня поговорим.
Начнем с термина. Я предлагаю Вам разделить понятие «культура профессионального здоровья педагога» на три: «культуру», «здоровье» и «профессиональное здоровье педагога».
Мы не будем долго останавливаться на понятиях «культура» и «здоровье», так как мы все знаем, что такое культура- это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики, политологии, этнологии, психологии, и что такое здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. А вот что такое «профессиональное здоровье педагога»? По мнению Т. Г. Глуховой: профессиональное здоровье – это единство физического, психического, психологического, духовно-нравственного здоровья, что обеспечивает высокую профессиональную работоспособность, эффективность деятельности и развитие личности педагога. Вдумайтесь, сколько видов здоровья входит в это понятие! И физическое, и психическое, и психологическое, и духовно-нравственное! Отсюда следует вывод, каким должен быть педагог : физически и психически здоровым, психологически выносливым, духовно и нравственно богатым! Из этого следует еще один вывод: мы с Вами не имеем права относиться к своему здоровью попустительски! Почему? Да потому, что мы работаем с детьми. Как мы можем их воспитывать и развивать, будучи больными? (все понятия на слайд)
Я думаю, что эта проблема будет актуальной до тех пор, пока педагог сам для себя не решит быть ему здоровым или нет, пока для педагогов не будут созданы оптимальные условия для осуществления профессиональной деятельности в образовательных организациях и т. д. Этих «пока…» еще очень долго можно перечислять. А сегодня нам надо за несколько минут понять ценность своего педагогического здоровья и замотивировать самих себя на бережливое отношение к нему.
Направлений сохранения здоровья педагога очень много, например, ….(на слайде). Но мы сегодня поговорим о ритмопластике, одном из видов оздоровительной гимнастики. Почему я остановила на этом свой выбор?
Гимнастика является одним из самых доступных средств оздоровления человека.
Задачи, которые мы постараемся решить в ходе мастер-класса :
1. Формировать собственную культуру здорового образа жизни педагога посредством применения здоровьеберегающих технологий через элементы ритмопластики, массажа и т. д
2. Укреплять здоровье педагога с помощью физ. упражнений сопровождающих музыкой
3. Развивать мотивацию к здоровому образу жизни.
Ведущий: Как Вы думаете, что такое – здоровье?
Аудитория: Ответы педагогов (вывести на слайд)
Ведущий: А вот некоторые знаменитые личности считают, что здоровье…. (зачитывает со слайда)
«Здоровье – это состояние, в котором мы не чувствуем боли и который не мешает выполнять функции нашей ежедневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить и есть и делать все, что мы хотим». Гален (древнеримский медик, хирург и философ)
«Здоровье – состояние равновесия между требованиями среды и силами организма». Алексей Александрович Остроумов (выдающийся русский врач-терапевт 1908 г.)
«Здоровье – это равновесие между индивидуумом и окружающей средой. является проблемой сознания и умного образа жизни каждого отдельно, гармонии ума и чувств». Макс Вебер (немецкий социолог и историк 1920 г.)
Ведущий: Коллеги, чтобы уменьшить риск заболеваний мы должны заботиться о своем здоровье, и начинать с самого элементарного, а именно: начинать каждый день с чувства радости, заряда бодрости и хорошего настроения, например с ритмопластики.
(Слайд с фото занятия ритмопластика)
Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии. Занятия ритмопластикой позволяют развивать творческие способности, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность движений, укрепляют здоровье, улучшают работу органов дыхания, кровообращения, а также ритмопластику можно применять в процессе физических занятий с детьми, так как дети при этом избавляются от стеснительности, зажатости и комплексов. В танцах дети самоутверждаются, проявляют индивидуальность, получая результат своего творчества.
Ведущий: А сейчас я приглашаю всех выполнить комплекс гимнастики с элементами ритмопластики под музыкальное сопровождение. Этот комплекс можно использовать с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста при проведении утренней гимнастики, динамической паузы
«Губки бантиком» (исп. К. Орбакайте)
Вступление.
- Полуприседания («пружинка», махи руками вперёд-назад;
- «Ой, а чьи это глазки…» - протереть глаза (имитация);
- Наклон вперёд, руки выпрямить вперёд, развести в стороны;
- …ночью прыгало, скакало….- прыжки на 2-х ногах вправо-влево;
Припев.
- «Губки бантиком…- показать на рот;
- «Бровки домиком…- показать на брови;
- «Похож на маленького, сонного гномика…- поворот вокруг себя переступающим шагом, покачиваясь, руки опущены вдоль туловища, ладони отвести в стороны;
- «В голове 100 тыс…- приложить руки к голове, покачать головой;
- «Объясните папа-мама…- полуприсед, поднять-опустить плечи;
Проигрыш – приставные шаги вправо-влево с хлопками.
2к и 3к – повтор движений, как в 1к.
Ведущий: Предлагаю Вам выполнить еще один комплекс гимнастики с элементами ритмопластики, но уже сопровождая движение речью.
На горе стоит лесок, круговые движения руками
Он не низок не высок. сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подаёт нам голосок. глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой издалека ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста не слыхали мы пока". плечи поднять
(Аудитория выполняет упражнение)
Ведущий: Спасибо, коллеги! Присаживайтесь, пожалуйста.
Это упражнение Вы можете использовать с детьми в режимных моментах.
Но это еще не все. Представляете, профилактику нескольких заболеваний можно провести одним массажем рук.
Каждый палец отвечает за работу определё нного органа в нашем организме:
(Вынести на слайд)
большой палец – стимулирует деятельность головного мозга;
указательный палец – улучшает работу желудка;
средний палец – кишечник и позвоночник;
безымянный –улучшает работу печени;
мизинец – помогает работе сердца.
(Массируются пальцы каждый отдельно, по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям.)
- Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём – разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
Молодцы!
Ведущий: Коллеги, не забывайте, чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда Вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми. Помните, что движение – это жизнь!
- Кроме этого я хочу дать Вам несколько советов, посмотрите, они представлены на слайде:
• Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
• Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
• Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
• Питайтесь регулярно и разнообразно.
• Спите не менее 8-ми часов в сутки.
• Занимайтесь физическими упражнениями.
• Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
• Старайтесь окружить их комфортом.
• Слушайте красивую музыку.
(пока коллеги знакомятся с советами на слайде, инструктор говорит)
Ведущий: Дорогие коллеги, и, конечно же, чаще улыбайтесь, так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
- Любители посмеяться действительно реже болеют – это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!
- Одна минута смеха может заменить пятнадцать минут езды на велосипеде, а посмеявшись десять-пятнадцать минут, Вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада. Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.
Рефлексия
Ведущий: Коллеги, мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече Вы оставили впечатление. Пусть это будет дружеская ладошка. (Участникам раздаются листы бумаги.)
- Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже Ваше настроение сейчас, напишите на ней свое имя. Затем напишите на одном из пальцев комплимент, или Ваше мнение о данном мастер-классе, все ли Вам понравилось, что Вы узнали и что посоветовали бы мне на будущее.
(после написания комментария от мастер-класса педагоги отдают листочки ведущему)
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают о ней, а может быть, и помогают в дальнейшей работе.
- Спасибо, коллеги, за работу! Пусть у Вас исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Будьте здоровы!