Жерносек Елена Александровна
Мастер-класс «Изготовление различных видов тряпичной куклы-Кувадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• познакомить детей с историей народной куклы Кувадки, развивать интерес к традиционной народной культуре;
• научить детей изготавливать оберег: Кувадку среднерусскую и Кувадку вятскую.
Задачи:
1. Формировать знания о народной кукле.
2. Овладеть практическими навыками изготовления славянской куклы.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Закрепить знания детей о свойствах ткани.
5. Воспитывать интерес к творчеству, аккуратность.
Публикация «Мастер-класс „Изготовление различных видов тряпичной куклы-Кувадки“» размещена в разделах
- Кукла Кувадка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2017
Наглядность: Презентация с изображением кукол.
Оборудование: Рабочий стол, ИКТ, ножницы, набор ниток, набор лоскутков ткани.
Ход занятия:
I. Вводная часть. Сообщение темы мастер-класса и целей занятия.
II. Знакомство с историей возникновения народной русской куклы.
Весна знаменует собой начало новой жизни, возрождение. Кукла – Кувадка – это оберег для новорожденного ребенка, которая встречала новорожденного малыша.
Сегодня мало кому известен обряд «кувада»: в предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца, громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевлённые образы людей и вселялись злые духи. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.
К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, также оберегая его от злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки. На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов.
Причем обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Почему так? Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. Крутить кукол дети начинали с 4—5 лет. Сначала делали самых простых — из 2—3 лоскутков, без ножниц и иголок.
Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом.
III. Практическая часть.
Перед началом практической работы напомнить детям правила техники безопасности при работе с ножницами. Контроль за ходом работы осуществляется постоянно, напоминается методика работы.
Кувадка среднерусская.
1 вариант
Рис. 1-4. Прямоугольный лоскут ткани с двух сторон сворачиваем к середине, получившуюся скатку перегибаем пополам и перевязываем, выделяя голову (нить не обрезаем, с ее помощью делаем крест на груди и пояс).
Рис. 5. Чтобы сделать руки, сворачиваем другой лоскут из квадратного кусочка ткани размером поменьше, перевязываем края - получаются ладошки.
Рис. 6-7, Вставляем руки между передним и задним лоскутами тела куклы, ниткой делаем крест на груди, перевязываем на поясе.
Кувадка вятская.
2 вариантВятская кувадка похожа на птицу. Или на душу человека, которая прилетает в этот мир. Размер куколки - в ширину ладони.
Делается она из двух лоскутков яркой материи одного цвета. Один лоскут - квадратный, размером примерно с ладонь, второй - прямоугольный, в полтора таких квадрата.
Рис. I -2. Квадратный лоскуток складываем пополам по диагонали и сворачиваем-складываем, начиная с уголка к месту сгиба. Получается тесемочка шириной в палец,
Рис. 3. Получившуюся тесемку удобнее держать в руке между большим пальцем и ладонью. Это будет голова куколки и ее ручки-крылышки, Концы перекрещиваем, получается петля, а торчащие кончики по бокам - ручки. Второй лоскуток (прямоугольный собираем складочками вдоль длинной стороны. Это будет тельце - юбочка куколки.
Рис. 4. Собранный складочками прямоугольник просовываем в петельку, как бы навешиваем на ручки, лицевой стороной ткани к себе, оставляя задний конец короче переднего. Рис. 5-6. Ниткой (традиционно красного цвета) закрепляем ручки крест-накрест и несколькими витками - юбочку под ручками (по поясу). Конец нитки закрепляем узлом ток, чтобы нитка оканчивалась сзади. Но ней куколку можно подвесить. Расправляем юбочку - куколка готова.
IV. Анализ и оценка занятия.
Детям предложила оценить свою работу, если что-то не доделано, предложила доделать дома, показать технологию изготовления родителям, братьям, сестрам. В заключение мы подсчитали количество куколок: их должно быть нечетное количество.
«Мы старались, мы трудились,
Кувадки – супер получились!
Гирлянда дружбы нас сплотила,
Весь шар земной объединила!»
Под таким девизом мы приняли участие в миротворческой акции "Гирлянда дружбы" из куколок-кувадок на портале www.maam.ru.
В акции приняли участие дети всех 6 групп детского сада и их родители, а также педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад «Сказка». Разместив фото с гирляндой на сайт мы получили Диплом победителя международного конкурса публикаций «Золотой пост» за фотоотчет об акции «Гирлянда дружбы», а сами гирлянды теперь украшают стены нашего актового зала. Спасибо всем-всем, принявшим участие в этом добром деле!