Раиса Кузнецова
Мастер-класс «Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-личностное развитие дошкольника - это формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания.
Игры, направленные на личностную идентификацию
Упражнение «Мы топаем»
Цель: развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми, приучать детей слушать речь взрослого, идентификация ребенка со своим телом.
Публикация «Мастер-класс „Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников“» размещена в разделах
Ход игры: дети стоят в кругу. Взрослый читает стихотворение, выполняя описанные в нём движения, а дети их повторяют:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём.
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Игра «Это мое!»
Цель: научить детей выделять себя, понимать и употреблять местоимение «мое», подражать действиям взрослого, сформировать представление о понятиях «мое», «чужое».
Оборудование: одежда детей.
Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне на столе лежат хорошо знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно берет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спрашивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!». Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. Важно научить ребенка показывать на себя жестом.
Игра, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Игра «Лото настроений».
Цель: формирование умений распознавать эмоции.
Оборудование: для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д. : следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей.
Ход игры: ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.
Игра, направленная на развитие коммуникативных способностей
Игра «Поварята»
Цель: научить детей взаимодействовать со сверстниками, развить внимание и внимательность.
Оборудование: карточки с изображением фруктов, ягод.
Ход игры: все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждому участнику раздается картинка с изображением фруктов (яблоко, вишня, груша). В роли данного фрукта и будет ребенок. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
Подвижная игра «Найди друга»
Цель: научить детей взаимодействовать со сверстниками, формирование позитивного эмоционального фона.
Ход игры: звучит музыка из мультфильма Барбарики «Дружба».)
Пока звучит музыка, вы гуляете. Когда музыка закончится, вам нужно будет быстро найти себе друга, улыбнуться ему и обнять его. (Играют 3-4 раза.)