Евгения Савенкова
Мастер-класс на сплоченность и улучшение микроклимата в педагогическом коллективе с элементами игровых культурных практик
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Проблема сплочения педагогического коллектива актуальна для детских садов. Один из интересных методов работы с применением игровых культурных практик включающий в себя элементы арт-терапевтических упражнений – семинар-практикум для педагогов «Звездная галактика». Практикум позволит сплотить и показать ценность каждого педагога.
Задачи семинара-практикума :
Публикация «Мастер-класс на сплоченность и улучшение микроклимата в педагогическом коллективе с элементами игровых культурных практик» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
- дать возможность педагогам в необычной метафорической ситуации открыть новые формы сотрудничества друг с другом;
- мотивировать на познание своего внутреннего «Я», развитие эмпатии, решение проблем адаптации с помощью игровых культурных практик.
Предполагаемые результаты:
- формирование благоприятного климата в коллективе;
- создание положительного настроя на профессиональную деятельность;
- определение пути дальнейшего развития коллектива.
Количество человек в группе: до 26.
Материал: ватман, цветные карандаши, фломастеры, мольберты (3 шт., комплект разноцветных звезд из бумаги.
Музыкальное сопровождение: «космическая» музыка.
Ход семинара-практикума :
1. Введение в игру.
Участники стоят в общем кругу. Звучит «космическая» музыка.
Педагог-психолог : Представьте, что наш коллектив - это целая Вселенная без начала и конца, огромная, бездонная. Но все во Вселенной имеет свое начало. Долго-долго, без сути и без назначения молекулы хаотично движутся в пространстве.
2. Признаки психологического климата коллектива.
Педагог-психолог : Ничто не бывает вечно, все меняется, и в итоге молекулы, похожие друг на друга, встречаются и образуют планеты. Как эти планеты будут сотрудничать друг с другом, зависит от психологического климата, который они создадут.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для коллектива, они определяют его основное настроение. В одном климате планета может расцвести, в другом - угасать.
В одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется.
В других - коллектив функционирует оптимально, его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Признаки благоприятного психологического климата:
• позитивное настроение в коллективе;
• деловой настрой на работу;
• командный дух и единые цели у всего коллектива;
• готовность всегда помочь коллегам, подменить, если нужно;
• возникающие конфликтные ситуации объективно и оперативно
разрешаются;
• поощряется инициатива
Признаки неблагоприятного психологического климата:
• низкая производительность труда;
• нарушается трудовая дисциплина;
• работа не выполняется в установленные сроки;
• рабочее время тратится на занятия личными делами;
• ошибки в работе, не четко выполняются профессиональные обязанности.
Вывод педагога-психолога : Климат определяют как благоприятный, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
3. Название планеты. Работа в группах.
Педагог-психолог : Продолжим работу дальше. На обратной стороне карточек изображены месяц или солнце. Разделитесь на две команды по этому признаку…
В результате эволюции и соединения молекул у нас образовалось две планеты.
4. Рисунок моей планеты.
А теперь всем предлагается передать свое представление о планете через рисунок. На двух мольбертах прикреплены шаблоны планет. Участники по одному выходят, и пока играет музыка, рисуют по очереди.
5. Создание Галактики.
Педагог-психолог : У нас с вами есть две планеты, теперь мы можем создать целую Галактику. Предлагаю разместить их на синем фоне (планеты размещаются на третьем мольберте на выкрашенном в голубой цвет ватмане). У нас получилась наша Галактика, давайте назовем ее - Галактика детского сада № 21. Но планетам не хватает света, тепла, взаимопонимания, а это грозит постоянными войнами, конфликтными столкновениями. Давайте не допустим такой ситуации и подарим свое тепло. Мы замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче других. Отличаются они и по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым.
Пока на Галактике детского сада № 21 нет ни одной звезды. Но вы можете все исправить. В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает, - свою звезду. Подпишите ее своим именем. Давайте заполним нашу Галактику звездами.
(Участникам предлагается выбрать из комплекта звезд понравившуюся и поместить ее на мольберте в любом месте.)
Педагог-психолог : Цвет звезды расскажет о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.
Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным.
Красный - дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным.
Оранжевый - гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться.
Желтый - очень активным, открытым, общительным, веселым.
Фиолетовый - беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающимся в душевном контакте.
Коричневый - зависимым, чувствительным, расслабленным.
Зеленый – уверенным, общительным, трудолюбивым, заботливым.
Обратите внимание на то, где находится ваша звезда: в центре, вверху, внизу или сбоку.
Расположение звезды говорит о вашей самооценке, отношение к себе.
Если звезда занимает центральное положение на листе, это указывает на нормальную чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность.
Если звезда расположена в правой части листа, то это указывает на то, что человек в своем поведении в основном руководствуется принципом реальности, тогда как, если звезда в левой стороне листа, склонность к импульсивным эмоциональным поступкам.
Расположение звезды в верхней части листа указывает на высокий уровень стремлений, оптимизм, тогда как если звезда в нижней части листа - то это связано с чувством беззащитности, низкой самооценкой и дефицитом самоуважения.
6. Заключение
В свою очередь, наша Галактика дарит вам личные кометы. Если вдруг у вас возникнет неприятная ситуация, вы можете посмотреть на комету, полюбоваться и все неприятности уйдут от вас стороной, для этого необходимо своему соседу на комете написать пожелание, кометы передаются по кругу до того момента пока комета не вернется обратно к хозяину.
Вы создали целую Галактику, в которой живете, работаете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. По цветовому выбору видно, что у нас в коллективе царит доброжелательная, теплая и светлая атмосфера.
Теперь в Галактике нашего коллектива царит только положительный психологический климат, который поднимает настроение и «боевой дух», делает нас дружными и приветливыми, придает уверенности в работе, стимулирует к труду, помогает раскрыть профессиональный и творческий потенциал, повышает готовность брать на себя ответственность и решать сложные задачи, способствует созданию команды профессионалов.