Наталья Агафонова
Мастер-класс на РМО «Нетрадиционные техники рисования в опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционные техники рисования развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции, позволяют раскрыть и обогатить творческие способности ребёнка, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Новизна. Опыт носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные техники изобразительной деятельности и способы развития творчества детей: рисование отпечатком руки и пальцев, бросовым материалом (крышка, пробка, пенопласт, поролон, и т. д., восковые мелки и акварель, свеча и акварель и др.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационных,
Но интересных для детей.
В них необычно сочетаются
И материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Я в детстве часто рисовала
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
Я рисовала на стекле.
А мой ребенок рисовал помадой
Моей любимой на своем лице.
И не успела я сказать: не надо!
Как он ее потом еще и съел.
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей!
Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования в опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;
• Развивать творческие способности и экспериментирование;
• Воспитывать чувство прекрасного, повысить уровень мастерства педагогов.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные и бумажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, шампунь, трубочка для коктейля, трубочки от шариковых ручек, шариковые ручки, стаканы с водой.
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский
Основные методы, используемые мной в работе: наглядные, практические, исследовательские.
Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми экспериментами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста.
Экспериментирование в рисовании нетрадиционными техниками позволяет познать детям свойства и качества материалов. Побуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает яркими образами окружающего мира. Таким образом, применяя данную технологию, удается «убить сразу двух зайцев»- развиваем творческие способности и познаем окружающий мир.
Практическая часть
Ну а теперь мы перейдём к практической части. Сегодня мне хочется, чтобы вы окунулись в мир рисования. Почувствовали себя настоящими художниками, которые своими руками творят чудеса! Мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.
Для выполнения практической работы предлагаю создать творческие группы. Пожалуйста! Прошу занять свои места за столами.
Каждое время года красиво по-своему! Зима радует нас ослепительным искрящимся снегом, хрустящим морозцем. Она спокойна и величественна. Природа как бы замирает под снегом, набираясь сил. Представьте себе, будто ночью идёт белый пушистый снег и укрывает всю землю красивым одеялом. Снег ложится на ветки деревьев, и они становятся сказочно красивыми. Снег падает на крыши домов, они наряжаются в белые пушистые шапочки. Если снег будет идти долго, долго, то всё вокруг станет белоснежным, пушистым, нарядным. Темой работы вашей творческой группы будет: «Зимний пейзаж».
Нарисуй, художник мне,
Снежно — сказочную зиму,
Чудный домик на пригорке,
Утопающий в снегу.
Добрый свет зажги в окошке,
Сделай холодно немножко,
А вдали — цепочкой ёлки —
Запорошенных в снегу.
Ход работы
1. Первым заданием для творческой группы будет нарисовать белым восковым мелком или свечкой деревья, можно нарисовать домики, заснеженные ёлочки, падающие снежинки.
Мы рисуем белым-белым:
Вальс снежинок неумелый…
СПОСОБ РИСОВАНИЯ Восковые мелки или свеча + гуашь
ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Вода и её свойства
МАТЕРИАЛ Бумага, восковые мелки, свеча, гуашь, баночка, кисть
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ На белом ватмане рисуем восковыми мелками изображение. Покрываем альбомный лист водой гуашью. Слой краски должен быть плотным, ровным. Вода «свернулась» в капельки. Проявилось нарисованное изображение.
ВЫВОД О СВОЙСТВАХ ВЕЩЕСТВА Воск отталкивает воду
2. Луну на небе предлагаю нарисовать жёлтой акварелью, нетрадиционной техникой «Рисование по мокрому».
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
СПОСОБ РИСОВАНИЯ Рисование по мокрому
ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Вода и её свойства
МАТЕРИАЛ Бумага, гуашь, вода, кисточка
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ Альбомный лист смачивают толстой кисточкой для рисования или губкой. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки. При касании кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.
ВЫВОД О СВОЙСТВАХ ВЕЩЕСТВА Вода имеет свойство растекаться
3. Снег
Сколько снега намело!
Как красиво! Как бело!
Даже сосенки и ели
От восторга побелели.
СПОСОБ РИСОВАНИЯ Рисование солью
ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Соль и её свойства
МАТЕРИАЛ Лист бумаги, гуашь, вода, кисточка, соль, пва
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ Берём соль, посыпаем на краску или на клей. Ждём, пока соль высохнет. Получаем на поверхности листа своеобразный рельеф и фактуру.
ВЫВОД О СВОЙСТВАХ ВЕЩЕСТВА При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент, поэтому вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы
4. Намечаем снежные сугробы белой гуашью в нижней части листа.
СПОСОБ РИСОВАНИЯ Рисование мыльными пузырями
ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Свойства воды, воздуха
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ Возьмём пластиковые стаканчик с водой. Добавляем гуашь. Всё перемешиваем. Добавляем шампунь или средство для мытья посуды. Соотношение1:1:5
Опускаем трубочку в стаканчик и начинаем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапка». Берём пузыри ложками и переносим на бумагу. На бумаге появляются разнообразные отпечатки.
МАТЕРИАЛ Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, бумага, пластиковые ложки
ВЫВОД О СВОЙСТВАХ ВЕЩЕСТВА Вывод: Вода не имеет цвета, но легко окрашивается в любой цвет при помощи красок, пищевых красителей.
Вывод: Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь.
5. Капаем краску в нижней части листа и через трубочку выдуваем ствол и ветви
В руки пузырек возьмем, рисовать мы дерево начнем.
В низу листочка выпустим мы капельку.
Вверх мы капельку раздуем, ствол нарисуем.
Чтобы ветки нарисовать,
нужно с середины ствола капельки в стороны и вверх раздувать.
СПОСОБ РИСОВАНИЯ Кляксография. Раздувание кляксы.
ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Воздух и его свойства
МАТЕРИАЛ Гуашь, трубочка для сока, бумага
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ Аккуратно налить немного гуаши внизу листа. Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед) или сверху
ПРИМЕЧАНИЕ:
- если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т. п.)
- если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и. т. п.)
- конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна.
ВЫВОД О СВОЙСТВАХ ВЕЩЕСТВА Воздух внутри нас.
6. Теперь переходим к изображению инея на ветвях деревьев.
СПОСОБ РИСОВАНИЯ
Оттиск разными видами бумаги (поролон)
ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Бумага. Свойства бумаги
МАТЕРИАЛ Бумага, поролон, салфетка, гуашь, прищепка, лист бумаги А4
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ Заготавливаем комочки смятой бумаги, салфеток, ватных дисков, ткани, обмакиваем их в белую гуашь и прикладываем к рисунку, оставляя неравномерные отпечатки.
ВЫВОД О СВОЙСТВАХ ВЕЩЕСТВА Бумага мнется; чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Вывод: Тонкая бумага намокает быстро и распадается, бумага потолще тоже намокает, но ей нужно больше времени.
У нас получился настоящий шедевр, которым мы украсим каждый свою группу.
Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесную картину.
Еще одна замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста - самостоятельно. "Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: "Попробовав технику "Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова".
Раздаточный материал: полоски акварельной бумаги (тонированные, покрытые слоем свечи) для работ, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи, салфетки.
Методы: словесный, наглядный, практический.
В ИЗО немало разных техник,
Как воспитатель, знаю их.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о граттаже расскажу,
Он вызывает интерес.
Ведь каждый хочет в мир чудесный,
Ты словно фокусник - царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Слово «Граттаж» произошло от французского слова — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.
Граттаж – это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.
Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся.
Этапы работы:
Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.
Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую свечу.
Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.
Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.
Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я для вас их приготовила.
И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
И так творите!
Возьмите в руки шпажку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
И словно фокусник - царапкой
Рисунок вы создайте свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой.
Для детей эти эксперименты - «чудесные - таинства»! Очень интересные и захватывающие! Но самое важное то, что дети, пополняют свой художественно - творческий и познавательный багаж!
Итак, наш мастер-класс подошел к концу.
Рефлексия
Подведем итог. Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания? Продемонстрируйте свои работы. Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.