Юлия Федотова
Мастер-класс по развитию творческого потенциала педагога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осознание и преодоление внутренних барьеров для проявления и развития творческого потенциала.
Задачи:
1. Открытие внутренних ресурсов, осознание креативности в себе и её развитие.
2. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.
3. Развитие гибкости мышления.
Методы и приё мы: арт-терапия, психогимнастические приёмы, игровой метод, моделирование, анкетирование, демонстрация наглядного материала.
1. Вступление.
Публикация «Мастер-класс по развитию творческого потенциала педагога ДОО» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Модернизация и новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности педагога-воспитателя, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения.
Саморазвитие педагога-воспитателя можно рассматривать как неотъемлемое условие саморазвития воспитанника, поскольку научить может знающий, передать опыт – его имеющий, наполнить духовными ценностями – обладающий ими. Речь идет о внутреннем мире личности педагога-воспитателя, готового к самоизменению, к приращению собственного творческого потенциала и на этой основе его самореализации в педагогическом творчестве.
Чувство общности и внимание к ребенку в сотворчестве – тот фундамент, на котором строится нравственное отношение к нему, порождая сочувствие, сотрудничество, доброжелательность, взаимоуважение. Воспитатель полностью включен в процесс, играет с детьми, показывает образцы игровых действий и взаимоотношений, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание детей на тот или иной факт.
Главными признаками творчества являются :
– создание нового или существенное усовершенствование известного;
– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.
Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства,
– определенной исследовательской смелостью,
– развитым педагогическим чутьем и интуицией,
– критическим анализом,
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.
«Когда специалисты НАСА готовились к запуску первых астронавтов в космос, они столкнулись с серьезной, по их мнению, проблемой. Оказалось, что при нулевой гравитации невозможно использование обычных шариковых и чернильных ручек! Чернила упорно отказывались поступать на пишущую поверхность. Решить эту проблему было поручено консультантам агентства «Андерсен». Чтобы создать ручку, которая может писать в вакууме практически на любой поверхности, включая кристаллическую, вверх ногами, под водой, в температурном режиме от 273 градусов ниже точки замерзания до 300 градусов выше нуля по Цельсию, изобретателям понадобилось десять дней и двенадцать миллионов долларов! Русские вместо этого догадались использовать в вакууме обычный карандаш…»
Эта полуанекдотическая ситуация наглядно демонстрирует, что неординарное творческое мышление может проявляться очень по-разному, и проявлений его — не счесть. «Кто-то легко придумывает нечто совершенно новое, кто-то способен увидеть очевидное в совершенно новом ракурсе, кто-то рисует неожиданные образы, а кто-то гибко и мгновенно реагирует на внезапные изменения обстоятельств. Все это — креативность.
С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень. То ест, чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем легче и быстрее он развивается, и, наоборот, на низких уровнях организации творчества темпы развития значительно ниже. Тем не менее, резервы (невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога таятся в нем самом. Только личное желание и стремление к росту позволит найти оптимальные пути их использования.
Анкетирование присутствующих.
Тест: «Каков ваш творческий потенциал?»
Инструкция: Предлагается ответить на следующие вопросы.
Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант ответа и рядом проставьте баллы. В конце подсчитайте сумму баллов.
1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой Вы работаете?
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что
осуществите свое начинание?
а) да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете?
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) неизвестное меня не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) да, но только если вам это нравится
в) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
а) да;
б) нет, я хочу научиться только самому основному
в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) решаете махнуть рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что
препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечивает.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому
уже прошли?
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какого-то разговора Вы сможете вспомнить, о чем шла речь?
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не смогу;
в) запоминаю только то, что меня интересует.
13. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то сможете повторить его
по слогам без ошибки, даже не зная его значения?
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие, только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) Вы более-менее довольны;
в) Вам еще не все удалось сделать.
16. Когда Вы один, то:
а) любите мечтать о каких-то вещах, даже, может быть, абстрактных;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;
б) только наедине с собой;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете отказаться от нее, если выслушиваете убедительные аргументы
оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка и интерпретация
результатов.
Каждый ответ "а" оценивается в 3 балла, ответ "б" - 1 балл, ответ "в" - 2 балла. Таким образом – максимальное количество набранных баллов – 54.
До 21 балла.
Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
22-45 баллов.
У Вас средне выраженный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть определённые барьеры, тормозящие процесс творчества. Самый опасный из них — страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. Во всяком случае, Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.
46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.
Можно выделить и проанализировать отдельные параметры:
1. Вопросы 1,6,7 - любознательность
2. Вопросы 2,3,4,5 - вера в себя
3. 8 и 14 – постоянство
4. 9 – амбициозность
5. 10 - зрительную память
6. 11, 12 – слуховая память
7. 13,18 - стремление быть независимым
8. 15, 16 - способность абстрагироваться
9. 17 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
II.Основная часть
1. Знакомство (3 качества на первую букву имени).
Инструкция: " Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".
Например: Меня зовут Яна, я «яркая», «ясная», «явная» и т. д.
2. Что, Откуда, Как?
Описание
Участникам, сидящим в кругу (по тройкам или двойкам, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
Что это?
Откуда это взялось?
Как это можно использовать?*(бумага и карандаши для записи)
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов! Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения — брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно, а обломки чего-либо — такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения: лёгкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций).
Обсуждение
Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?
3. Упражнение “Рассказ из заголовков”.
Автор упражнения Эдвард Де Боно (психолог, писатель, эксперт в области творческого мышления).
4 команды – 4 газеты либо 2 команды – 2 газеты (Ножницы, листы А3)
Цель: Развитие дивергентного мышления.
Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать, используя лишь один выпуск.
Ваша задача – 1) составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы.
2)Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке). Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).
3)Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.
4. Игра «Что на что похоже?»
Данное задание проводится в форме игры. Участвуют все, роль ведущего лучше взять на себя психологу. Выбирается 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные взрослые. Их задача – отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?».
Область загадываемого «Педагогический процесс в ДОО». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.
5. Упражнение «Принцесса и крестьянин»
Цель: побудить людей к творческому мышлению.
3 команды – 3 варианта
Условия: работа в группах, текст на экране, обсуждение вариантов в группах.
Порядок действий:
1. Рассказывается история о принцессе и крестьянине.
2. Каждому участнику раздаётся по экземпляру истории и разрешается обсуждать проблему сколь угодно долго (скорее всего, это займет 5-10 минут).
3. Предлагается собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.
Текст:
Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.
Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.
Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.
Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?
Правильный ответ: правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».
Завершение упражнения: участники часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестьянин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «с», которая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспомнил, что «с» означает также и «свадьбу».
В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.
Необходимое время: около 20 минут.
6. Упражнение «Творческая жизнь»
Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Время: 7–15 минут
Материалы: бумага, ручки, журналы, ножницы, карандаши, клей и др.
Процедура: Участники объединяются в 2 группы, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь» на 1) работе и 2)дома, и изобразить их в виде коллажа или плана-записи. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).
III. Заключение:
• обсуждение проделанной работы внутри группы,
• предложения каждого участника по составлению индивидуального плана развития творческого потенциала.
Всем спасибо за внимание и искреннее участие в работе группы!
Литература:
1. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. М. : Речь, 2006. - 60 с.
2. Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешакова В. А., Соболева А. Н., Телегина И. О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Спб. : «Питер», 2008. – 2-е изд. – 208 с. (Серия «Практическая психология»).
3. Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) «Я сам строю свою жизнь».Спб. : «Речь», 2003. – 216 с.
4. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений (Всё о психологической группе). М. : «Генезис», 2007. – 160 с.
5. Хрящёва Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Спб. : «Речь», Институт тренинга, 2002. – 256 с.