Базилевич Алина
Мастер-класс для педагогов «Работа с музеем-мастерской «Волшебный чемодан»
Мастер-класс : «Волшебный чемодан»
Цель: Научить педагогов работать с музеем-мастерской.
Задачи:
• Обобщение и обмен педагогическим опытом по применению нетрадиционных форм обучения детей.
• Познакомить педагогов с основами народного творчества, с методами работы с глиной.
• Создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Работа с музеем-мастерской „Волшебный чемодан“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музей в чемодане
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Материалы и оборудование: Музей-чемодан Дымковской игрушки с игрушками, Музей-чемодан Филимоновской игрушки (не до конца заполненный игрушками, глина, стеки, доски для лепки, акриловые краски (можно гуашь, кисти.
Ход мастер-класса :
В некотором царстве, в некотором государстве,
Мастера и мастерицы лепят чудные вещицы.
Те вещицы не простые - то игрушки расписные,
В чемоданчиках живут, в гости в свой музей зовут.
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в свой музей-мастерскую.
С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям. На Руси большой популярностью пользовались игрушки из глины, как среди богатых, так и бедных слоёв населения. Глиной лечились, делали из неё посуду и, конечно же, игрушки.
По внешнему виду игрушки можно было легко определить, в какой местности её изготовили. Например, в слободе Дымково изготавливали игрушки, расписанные широкой гаммой ярких красок. Их силуэт отличался плавностью, округлостью и они всегда расширялись книзу.
По всему миру такие игрушки прославились своим строгим геометрическим орнаментом: клетки, полоски, зигзаги, круги, точки на белоснежном фоне.
В целом, Дымковские игрушки выглядят очень празднично и их невозможно спутать ни с какими другими игрушками.
Музей дымковской игрушки в чемодане мы создали вместе с ребятами старшей группы. Он полностью заполнен экспонатами, а вот музей филимоновской игрушки у нас ещё в процессе создания, поэтому, здесь ещё есть места для новых экспонатов.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на некоторое время почувствовать себя мастерами из деревни Филимоново и внести свой вклад в развитие нашего музея.
Прошу 3 пары мастеров надеть фартуки и занять места в нашей мастерской.
Сегодня мы постараемся воспроизвести все этапы изготовления филимоновской игрушки – петушка. Он является одним из самых простых в изготовлении среди всех филимоновских игрушек.
- Первые два мастера лепят петушков, с характерными для филимоновских игрушек вытянутыми шеями.
- Следующие мастера сегодня белят уже высушенные игрушки
- А последняя пара мастеров наносит узоры, характерные именно для филимоновской игрушки.
Итак, перед вами лежат подробные инструкции с ходом работы, а также все необходимые материалы и оборудование, можете приступать к работе. Если возникнут какие-либо сложности, я с удовольствием вам помогу.
По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел и игрушечника.
У дома Филимона, весенним вечерком
Стоял горшочек глины с лопаткой и стекой
Бегут ребята дружные к дедульке поскорей
И просят дело нужное - свистульки для детей.
Игрушка Филимонова и до сих пор живёт,
Чудесная, красивая и радует народ.
Для росписи таких игрушек использовали три основных цвета: желтый, красный и зелёный. Жёлтый цвет символизировал воздух и солнце, красный – тепло и красоту, а зелёный – весну и жизнь. Несмотря на столь скупую палитру, филимоновские игрушки смотрятся ярко и красочно. Сами узоры довольно просты: полоски, крестики, точки, круги, ёлочки, волнистые линии, но при этом глубоко символичны. Например, круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия, а схематичные веточки и елочки означают древо жизни, плодородие.
Филимоновские мастерицы делали вытянутые, тонкие игрушки с изящными формами, так как время сушки местная глина могла трескаться, ломаться, потому мастерицы разглаживали и выравнивали работы мокрыми руками. От этого изделия и вытягивались, становились немного непропорциональными. Но такой нюанс и стал особенностью филимоновской игрушки.
(Подходя к первой паре мастеров)
Здравствуй глинка, здравствуй глинка,
Здравствуй, серенький комочек,
Я тебя сейчас помну и в поделку превращу.
(Подходя ко второй паре мастеров) Петушков мы налепили, высушили, побелили,
(Подходя к третей паре) Краски мы теперь возьмем и узоры нанесём.
(Подходя к музею-чемодану филимоновской игрушки)
Поделки мы не заберём, а в музей их отнесём,
В чемодане пусть живут, добро и радость пусть несут.
Ну что ж, вы все замечательно потрудились, теперь ваши петушки оправятся на просушку (1 пара, ваших петушков ждёт роспись (2 пара, а ваши петушки пополнят наш музей филимоновской игрушки (3 пара).
Спасибо, уважаемые коллеги, за ваш вклад в наш музей в чемодане. Я вижу, что вам понравилось быть в роли филимоновских мастериц, так как во время работы вы улыбались. На ваших столах лежат 3 петушка-леденца разных цветов. Если вам всё было понятно, легко и интересно, то, пожалуйста, поставьте в этот стакан зелёного петушка, если что-то у вас вызвало сложности и было не очень интересно, то желтого петушка, а если вам совсем ничего не понравилось, то поставьте красного петушка. Огромное спасибо за ваш труд, мне тоже понравилось с вами работать! В знак благодарности, примите, пожалуйста, эти скромные дары – мешочки счастья. Пусть они принесут в ваш дом счастье, удачу и богатство!