Оксана Савенкова
Музыкально-дидактические игры с использованием мультимедиа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 посёлка Афипского муниципального образования Северский район
Мастер- класс
«Музыкально - дидактические игры с использованием мультимедиа»
(для оптимизации развивающей среды способствующей речевому развитию детей в соответствии с ФГОС)
Муз. рук. Савенкова О. В.
Актуальность:
Мультимедиа может помочь преодолеть интеллектуальную пассивность ребёнка, нежелание искать и получать новые знания.
Цель мастер-класса:
Повышение у педагогов интереса к использованию мультимедийных
Публикация «Музыкально-дидактические игры с использованием мультимедиа» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2021
презентаций в учебно-воспитательном процессе.
Задачи мастер-класса:
1. Стимулирование внедрения современных информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс педагогов.
2. Знакомство слушателей с новыми приемами работы по организации музыкальной деятельности в группе.
3. Демонстрация мультимедийного сопровождения.
4. Формирование знаний и умений по использованию интерактивных музыкально - дидактических игр.
5. Повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Ход мастер – класса
1. Орг. момент
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас полезным, интересным, а главное принесёт вам хоть немного положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
«Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс (фр. писатель и литературный критик)
2. Теоретическая часть
Информацию об окружающем нас мире мы получаем с помощью пяти основных органов чувств. И у каждого из нас есть определенный излюбленный
способ восприятия мира то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове.
Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это в меньшей степени схемы, таблицы и картинки, а более близкая детям видео наглядность, которая повышает усвоение материала.
Мы сегодня сталкиваемся с тем, что ребё нок говорит: «Я не могу, я не умею». Причём если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня».
Причины такой интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с
тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.
Для этого я рекомендую использовать информационно-компьютерные технологии в процессе обучения дошкольников.
Внедрение ИКТ в образовательную деятельность позволит:
- организовать нетрадиционный подход к воспитанию;
- преодолеть интеллектуальную пассивность детей;
- повысить активность у детей и сформировать представление об окружающей действительности, как необходимых составляющих формирования предпосылок к учебной деятельности, прописанных в п. 4.6. ФГОС ДО;
- создать устойчивую мотивацию и потребность дошкольников в активном познании мира, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей;
- повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ:
- обогатить и преобразовать развивающую предметную среду
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
- это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей;
- компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника.) В моем случае необычные эффекты и другие неожиданности.
В образовательных ситуациях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы у детей повышается интерес к изучаемому материалу, эффективней пройдёт усвоение материала, разовьётся внимание и память, активно пополнится словарный запас, воспитается целеустремлённость и сосредоточенность, совершенствуется воображение и творческие способности.
Хотелось бы отметить, что требования СанПиН по использованию экрана таковы : это должно быть не более 7-10 минут.
Роль педагога на занятиях с использованием ИКТ изменяется : педагог теперь не источник знаний, а менеджер педагогического процесса, главными задачами которого становятся: управление познавательной деятельностью детей и диагностика его психологического состояния.
Причиной личной заинтересованности педагога в использовании мультимедийных технологий является :
- переход на новый уровень педагогического мастерства.
- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
- экономия времени при разработке дидактических материалов;
Ведь презентация – это обучающий мини – мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличная возможность рассказать детям об окружающем мире так, как мы сами его видим, не выходя из дома и не летая в дальние страны. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Приемы работы по организации музыкальной деятельности в группе.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Организуя музыкальные игры в группе, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Так вполне разумно, предложить детям, самим выбрать игру, распределит роли, инструменты, а при необходимости только разрешать конфликтные ситуации.
Воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребенок, проявлял инициативу, выдумку, элемент творчества.
Актуальность: Анализ современных программ воспитания, обучения и развития показал, что все они подразумевают организацию музыкальной развивающей среды ДОУ, как необходимое условие развития музыкальных способностей детей. Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая свобода, чувство природы. В процессе развития эти способности трансформируются в личностные качества уверенного в себе, успешного человека.
Проблема: Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность. На практике, однако, игра не выходит за рамки музыкального занятия. Воспитатели, не имеющие специального образования, не всегда могут
оценить правильность выполнения задания детьми, не имеют возможности использовать музыкальный инструмент для исполнения музыкальных произведений. А настольно-печатные музыкально-дидактические пособия без музыкального сопровождения теряют всякий смысл. Без развития игрового навыка переход игры в самостоятельную музыкальную деятельность невозможен. В результате, такой важный компонент как музыкально дидактическая игра выпадает из музыкальной развивающей среды группы и семьи, а музыкально-дидактические пособия теряют свою развивающую функцию.
Новизна: Современные образовательные программы обозначают роль в развитии музыкальных способностей детей воспитателей, семьи и музыкальных руководителей как равнозначную, что вызывает необходимость перехода из позиции потребителя (родители) и наблюдателя (воспитатели) в позицию полноправных участников процесса развития музыкально-сенсорных способностей. Для этого необходимо разделить музыкально-дидактические игры на две группы.
1 группа игр - игры, применяемые музыкальными руководителями.
2 группа игр – игры, не требующие специальной музыкальной подготовки и доступные для применения в работе воспитателями групп. Игры с использованием мультимедиа.
Цель и назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике
В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:
• Развитие звуковысотного слуха
• Развитие чувства ритма
• Развитие тембрового и динамического слуха
• Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
• Развитие творческой активности
• Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.)
• Обогащение новыми впечатлениями.
Используются музыкально-дидактические игры в процессе пения и развития песенного творчества, восприятия музыки, ритмических движений и т. д.
3. Практическая часть
А теперь я предлагаю вам продолжить нашу работу не совсем обычно.
Мотивация:
От меня для вас загадка,
А от вас нужна отгадка.
Прошу Вас слушать внимательно
И угадаете обязательно:
«Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой.
На инструментах люди играют,
И музыку вместе они исполняют.» (Оркестр)
М. р.
Верно – это оркестр.
У меня на столе за ширмой находятся музыкальные инструменты. Я играю по очереди на каждом из них. Кто угадал название инструмента, получает его.
(Участники игры, угадывая, разбирают инструменты)
М. р.
У меня есть еще инструменты дублеры.
Их надо тоже угадать и где нужно поиграть.
(Участники игры, угадывая, разбирают инструменты)
М. р.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
(Предлагаю в копилку воспитателям музыкально - дидактические игры на развитие чувства ритма и тембрового слуха по возрастам с использованием мультимедиа для оптимизации развивающей среды, способствующей речевому развитию детей в соответствии с ФГОС.)
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Лесной оркестр»,"Мы -музыканты" или любая другая на выбор.
4. Рефлексия «Впечатление»
Коллеги, закрасьте, пожалуйста, ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от нашей встречи. Благодарю всех за активное участие.
( Раздать всем участникам карточки в виде круга разделенного на 3 части с надписями: "Было трудно, но интересно", "Было легко и интересно", "Было трудно и не интересно".