Оксана Илюхина
Мастер-класс для воспитателей «Многофункциональное развивающие пособие по развитию речи «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей.
Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Игры, дидактические пособия
- «Цветик-семицветик». ИЗО, поделки, рисование
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Существует множество методик, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речи у детей.
Целью пособия «Цветик-семицветик» является формирование и совершенствование речевой активности детей.
Я хочу продемонстрировать вам один из методов работы по данному пособию с использованием ТРИЗ технологии (теория решения изобретательных задач) Круги Луллия.
Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более трех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 12.
Целью использования Кругов Луллия в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развития речи и творческого воображения.
Круги Луллия решают следующие задачи:
Позволяют повысить уровень интеллектуального развития.
В процессе игры ребёнок тренирует мелкую моторику, межполушарное взаимодействие. Заложенный игровой принцип и необычные приёмы способствуют быстрому запоминанию основных понятий, развитию мышления, памяти, навыков ориентирования в пространстве.
Позволяют повысить уровень речевого развития.
Закрепить произношение звуков в речи, активизирует словарный запас, развивает фонематический слух и совершенствует грамматическую сторону речи.
Позволяют развивать у дошкольника целый ряд важнейших универсальных и учебных действий (способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию).
Конструкция дидактического пособия «Цветик-семицветик» состоит из: игрового поля, оформленного в виде цветка, разделенного на семь частей - секторов (каждый сектор соответствует цвету радуги). Съёмные лепестки, Круги Луллия, картинный материал, дидактические игры.
На первом красном лепестке Цветика-семицветика расположен круг с заданием на гласные звуки.
Цель игры: познакомить детей с гласными звуками, закрепить зрительные образы букв, формировать понятие «звук», развивать слуховое внимание. Правила игры: назвать картинку и определить с какого звука начинается слово.
На втором оранжевом лепестке Цветика-семицветика расположен круг с заданием на слоги.
Цель игры: познакомить детей с понятием «слог», научить определять количество слогов в слове.
Правила игры: назвать картинку и определить сколько в слове слогов.
На третьем желтом лепестке расположен круг с заданием на определение первой и последней буквы слова.
Цель игры: освоить обозначение звуков в словах соответствующими буквами.
Правила игры: найти заданную начальную букву, найти предметную картинку, которая начинается с заданной буквы, подобрать к заданной предметной картинке последнюю букву.
На четвёртом зелёном лепестке Цветика-семицветика расположен круг с заданием на определение звука в слове.
Цель игры: освоить выполнение полной характеристики звуков в словах, обозначать звуки в словах соответствующими буквами.
Правила игры: найти заданную предметную картинку, выделить первый и последний звук в слове; подобрать к картинкам нужные схемы.
На пятом голубом лепестке Цветика-семицветика расположен круг с заданием соедини слова, начинающиеся на одинаковый звук
Цель игры: Учить выделять первый звук в слове. Развивать фонематический слух, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Правила игры: предлагается рассмотреть любую картинку, произнести слово, «растягивая» звуки. Выделить в слове первый звук.
- Рассмотреть другие картинки, произнести слова, «растягивая» звуки. Найти из четырёх слов пару для первого слова.
- Самостоятельно соединить картинки. Объяснить выбор.
На шестом синем лепестке Цветика-семицветика расположен круг с заданием «Сосчитай-ка»
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).
Правила игры раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет
На седьмом фиолетовом лепестке Цветика-семицветика расположен круг с заданием Рифмуй-ка
Цель игры: развитие связной речи.
Правила игры: раскрутить круги, подобрать пару, подходящую по рифме, придумывают с ними предложения. (например, коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т. д.)
Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к абстрактному.
Пособие «Цветик-семицветик» можно использовать, как фронтально на занятиях и в свободной игровой деятельности, так и в подгрупповой или индивидуальной работе с детьми.
Данное пособие можно использовать, не только применяя технологии ТРИЗ, но серию игр, состоящие из карточек-картинок, соответствующих различным дидактическим играм, которые могут дополняться, изменяться в соответствии с возрастом, целями и задачами.
2. Практическая часть.
Данное пособие можно использовать во всех образовательных областях. Уважаемые коллеги, предлагаю вам смоделировать игровые задания, исходя из той области которая вам выпадет. Вы можете использовать картинный материал, предложенный мной, а можете словесно рассказать, какой материал Вы предложите детям.
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром);
Познавательное развитие (ФЭМП);
Социально-коммуникативное развитие (Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от взаимодействия с другими детьми и взрослым, умение слушать и слышать другого человека, а также помогают развивать эмоциональную сферу ребенка.);
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие (рисование);
Художественно-эстетическое развитие (музыка);
Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения).1
Вывод: Многофункциональность дидактического пособия «Цветик-семицветик» заключается в том, что его можно применять в различных видах деятельности, во всех образовательных областях, в том числе и в самостоятельной игровой деятельности. Данное пособие можно использовать и для детей младшего, среднего дошкольного возраста, меняя содержание игр, исходя из образовательных задач данного возраста. Например, для малышей можно изготовить игры по сенсорике. Это пособие будет «расти и развиваться» вместе с детьми: дополняться новыми играми и материалами.
Пособие «Цветик-семицветик» и серии игр, которые мы подобрали к нему, помогают нашим детям подготовиться к обучению в школе, так как позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Решая несложные развивающие игровые задания, получая «фишки» в виде картинок, дети радуются своим результатам и достижениям, что мотивирует их к дальнейшей деятельности. Игровой и сюрпризный момент, использование волшебных слов («Лети – лети, лепесток…», создает игровую ситуацию, удерживает внимание детей.
Это пособие мы используем не только в работе с детьми, но и в проведении родительского собрания. Недавно мы провели родительское собрание в нетрадиционной форме «Здоровый образ жизни».
Первый лепесток «Режим дня» : нужно закончить пословицы.
Чистота – (залог здоровья)
Здоровье дороже (золота)
Второй лепесток «Правильное питание» : Родителям предлагается задание – разложить картинки с изображением различных продуктов питания, «вредно-полезно».
Третий лепесток «Физические упражнения» : (просмотр презентации)
Четвёртый лепесток «Прогулки на свежем воздухе» – можно провести подвижную игру.
Пятый лепесток «Профилактика заболеваний» : (закаливание, соблюдение элементарных гигиенических и санитарных правил, приём витаминов)
Шестой лепесток «Эмоциональное здоровье» :
Признаки стрессового состояния ребенка:
Трудности с засыпанием, неспокойный сон; Частая усталость;
Седьмой лепесток правильно организованная развивающая среда Ребенку просто необходимы: шведская стенка, канат, велосипед, коньки, санки, лыжи, мячи, скакалки, различное спортивное оборудование, которое вы имеете возможность приобрести. Большую роль также играет – личный пример родителей.
3. Рефлексия.
«Букет настроения»
Уважаемые коллеги вот мы и подошли к концу моего мастер-класса.
Раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза.
Предлагаю составить букет настроения от нашего мероприятия.
Прикрепите к вазе тот цветок того цвета, какое у Вас сейчас настроение.
Напоминаю какому настроению соответствует какой цвет :
Красный – радостное тёплое
Синий – неудовлетворённое, грустное
Зеленый – спокойное
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание!
На этом мой мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам успехов в работе.