Вера Окорокова
Мастер-класс «Кроссенс — метод развивающий познавательные УУД»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Начать своё выступление, я бы хотела с цитаты французского философа Рене Декарта: «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». (слайд 1) Скажите, пожалуйста, согласны ли вы с данным высказыванием, важно ли это уметь логически размышлять и почему? А какими способами можно развивать логику, мышление, память и какими из них пользуетесь лично вы?
Теперь посмотрите на экран. Что объединяет эти картинки? Что нам нужно для того, чтобы разобраться в них? (на экране кроссворд, судоку, игра «Пятнашки»). (слайд 2)
Публикация «Мастер-класс „Кроссенс — метод развивающий познавательные УУД“» размещена в разделах
Чтобы их разгадать, нужно размышлять, строить логические цепочки, включить свое творческое воображение.
Благодаря ассоциациям и нашему мышлению мы можем ответить на многие вопросы, взглянув на привычные вещи с другой стороны. В нашей профессии это ценно, потому что каждым словом, каждым делом мы должны учить и воспитывать наших детей. А так как они живут в мире современных технологий, то все знания, которые мы им преподносим, тоже должны подаваться современно, креативно, интересно.
Поэтому сегодня я хочу познакомить вас с методом, который будет учить детей творить и будет развивать их креативное мышление. Его название вы сможете сказать, разгадав ребус. (слайд 3)
Правильно это КРОССЕНС.
Слово «кроссенс» в переводе с английского означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.
Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». (слайд 4)
«Кроссенс» – это и головоломка, и интеллектуальная игра, и задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.
Что же представляет собой кроссенс? Он представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов как для «Крестиков - ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. (слайд 5)
Как решать кроссенс?
Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
Центральным является квадрат под номеров 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Различают два вида кроссенса, а именно базовый и кроссенс высокого уровня. В базовом кроссенсе изображения несут прямой смысл и его нужно просто объяснить. Кроссенс высокого уровня образуется на основе замены прямых образов косвенными, такой кроссенс нужно разгадывать. Чтобы решить или прочитать кроссенс нужно двигаться от верхнего левого изображения к изображению в центре по улитке.
Я предлагаю всем вместе разгадать кроссенс, -Ваша задача – объяснить кроссенс : определить о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Определить тему урока (кл. часа) (слайд 6)
1 2 3
8 9 4
7 6 5
Вот что у нас получилось:
1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.
2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).
3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.
4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.
5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.
7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.
8–собака – друг человека.
9 – у человека тоже есть друг.
Делаем вывод: Вероятно, на уроке (кл. часе) речь пойдет о дружбе.
«Читаем» кроссенс»
1. Речь У. Черчиля в Фултоне 2. послужила началом (точкой отсчета) Холодной
войны, противостоянием двух крупнейших мировых держав, СССР и США. 3.
Одним из признаков Холодной войны были информационные войны 4. еще
один признак – биполярность мира (идеологическая борьба между
капитализмом и социализмом) 5. Участие в локальных войнах, например
Корейская война 1950-1953 гг. 6. Признак Холодной войны – гонка
вооружений 7. В результате мир 5 раз был поставлен на грань ядерной
катастрофы. 8. Окончание Холодной войны произошло в 1991 году.
9. Поражение СССР в холодной войне?
Картинки 9-2 Начало распада СССР было положено с началом
противостояния, началом Холодной войны 9-6 Холодная война, а именно
гонка вооружений разрушала экономическую мощь СССР, таким образом
способствовала распаду СССР. Проблемный вопрос: Распад СССР –результат Холодной войны.
Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание обучающимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, дети справляются и с этой задачей, если учитель заранее подберет необходимые картинки, а ученикам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса, а значит и тему урока.
Теперь предлагаю вам групповую работу. Достаньте из индивидуального конверта картинки и поле из девяти клеток. Составьте из них кроссенс, воспользовавшись клеем. Картинку с вопросом приклейте в центр поля. Это место для темы урока, которую вы должны будете разгадать.
(слайд 7) Алгоритм составления кроссенса :
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (центральный квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Как вы считаете, на каком этапе урока можно использовать кроссенс?
Подобранные в определё нной логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);
- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);
- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине). (слайд 8)
Теперь предлагаю вам самостоятельно составить кроссенс. У вас на столах есть чистый лист бумаги на котором вы будете составлять свой кроссенс.
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы.
Давайте вместе подведем итог, что же нам дает современный метод кроссенс? (варианты ответов)
Его применение на уроках способствует:
1. Развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения;
проявлению креативности;
2. Развитию коммуникативных и регулятивных умений;
3. Формированию навыков работы с информацией;
4. Повышению интереса к предмету. (слайд 9)
Таким образом, кроссенс повышают инициативность, креативность и развивают воображение у обучающихся. Также данный метод выполняет воспитательную функцию. Кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Он может стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсом способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.
Как вы считаете, какие плюсы и минусы можно выделить у данного метода? (слайд)
Рефлексия.
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если КРОССЕНСЫ нужны,
Если с ними вы дружны,
Красные шары возьмите.
Нет – зеленый покажите,
Как использовать не знаю
На уроке то мешает
И всё время отвлекает!
Что ж, итог мы подвели,
Выводы для всех просты:
КРОССЕНС - это ценный клад.
С ним работать каждый рад!
(Кроссенсы всем интересны,
Но в работе нет пока им места)
У китайского народа есть пословица:
«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».
И пусть сегодня каждый выберет свой путь к знанию!
Благодарю за сотрудничество!