Вольвак Светлана Викторовна
Коррекционные технологии, приемы и методы работы с обучающимися на дому
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционные технологии, приемы и методы работы с обучающимися на дому
Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1, получает образование по (варианту 2, адаптированной основной общеобразовательной программы. На основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Публикация «Коррекционные технологии, приемы и методы работы с обучающимися на дому» размещена в разделах
Процесс обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию их познавательной деятельности, с учетом потенциала развития каждого ребенка.
Для меня, как для учителя, возник вопрос: какие методы и приемы будут оказывать положительное влияние на динамику умственного и личностного развития обучающегося.
Изучая развивающие методики, я познакомилась с методикой венгерского математика, психолога, педагога – Золтана Дьенеша и его «Логическими блоками». (слайд3) Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.
(слайд4) Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:
1. Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)
2. Трех цветов (красные, синие, желтые)
3. Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур, (слайд5) но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.
Источник: https://razvivashka.online/metodiki/igry-s-blokami-denesha
Блоки Дьенеша используются для ознакомления детей с геометрической формой и размером, для развития мыслительных умений: сравнивать, классифицировать, обобщать. Способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия.
На первом этапе работу с Логическими блоками следует начинать с простого манипулирования ребенком предлагаемыми геометрическими фигурами, тем самым предоставляя ему возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками. Накладывая блоки друг на друга, складывая в ряд, и перекладывая их из коробки на стол и обратно, дети знакомились со свойствами фигур на уровне ощущения.
(слайд6) Следуя принципу постепенного наращивания трудностей, проводится работа по формированию познавательных способностей: знакомство с формой, цветом, затем величиной и толщиной. На начальной ступени предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством — обобщать, классифицировать и сравнивать по одному признаку, например: «Найди фигуру такой же формы», «Найди фигуру такого же цвета» или «Найди фигуру такого же размера» и так далее.
Затем, после усвоения данной ступени, следует переходить к играм и упражнениям на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, например: «Найди круги красного цвета» и так далее; а затем и тремя свойствами — «Найди круги красного цвета большого размера» и так далее.
(слайд7) Следующим этапом обучения по методике Дьенеша, является введение специального кода, графически изображающего свойства фигур (карточки-символы, в качестве зрительного ориентира. Это очень сложный этап, при котором большинство обучающихся испытывают трудности при соотнесении символа и фигуры. (слайд8) Перед вами пример использования символов в практической деятельности.
После того как ребенок постепенно научится пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» .(слайд9) («Не круг», «Не красный», «Не большой») и так далее. Ребенку предлагается метод исключения. Рассмотрим. (слайд10)
Этот уровень сложности материала не для всех детей может оказаться доступным. Для развития у детей таких мыслительных умений требуется более длительная и кропотливая работа. (слайд11)
(слайд12) С 2016 учебного года я обучаю Романа С. по специальной индивидуальной программе развития (заключение ПМПК №151 от 18.08.2016г.)
При обучении Романа я использовала игры с логическими блоками в следующих предметных областях: Язык и речевая практика (учебный предмет Речь и альтернативная коммуникация, Математика (учебный предмет – Математические представления, Технология (учебный предмет- Предметно-практические действия, Коррекционно-развивающие занятия (Сенсорное развитие, Альтернативная коммуникация). В течение трех лет обучения Роман получал представление о работе с развивающими блоками. Учитывая достаточно низкий уровень развития обучающегося, я начинала работу по методике Дьенеша с элементарного ознакомления ребенка с материалом.
На начальном этапе предлагались следующие игровые действия с блоками:
1. Взять в руку блок.
На этом этапе формировались следующие умения: захватывание предмета, удержание предмета, отпускание предмета. Формировалась адекватная реакция на соприкосновение с материалом. Прослеживание взглядом за выполняемым действием. Как только обучающийся получил представление о блоках, как о предметах, с учетом своих потенциальных возможностей, переходим к следующей ступени начального этапа.
(слайд13)
2. Действия с блоками.
Игра «Наведи порядок». Обучающемуся предлагается сложить блоки в некую емкость. На начальном этапе ребенок манипулирует 2-3 блоками. По мере усложнения задания, ребенку предлагаются до 5 блоков. Количество блоков зависит от потенциальных возможностей ребенка.
Варианты игр: собрать блоки в одну емкость; собрать блоки в одну емкость с учетом того, что количество блоков не должно помещаться в данную емкость (предложить ребенку дополнительную емкость)
Игра «Прятки». Учитель в присутствии ребенка переворачивает емкость с собранными блоками и побуждает ребенка найти, где спрятались фигуры.
Вариант игры: учитель в присутствии ребенка прячет блок в доступной видимости. Ребенок должен его отыскать.
Учитель в присутствии ребенка прячет блок за ширму. Ребенок должен найти блок (нащупать правой, левой, затем обеими руками).
Учитель в присутствии ребенка прячет блок в емкость с крупой. Ребенок должен найти блок (нащупать правой, левой, затем обеими руками).
Игра «Строим» преследует цель дать понятие об элементарном конструировании. (слайд14)
(слайд15) Следуя принципу постепенного наращивания трудностей, начинается работа по формированию познавательных способностей: знакомство с формой, цветом, затем величиной и толщиной. При этом я не конкретизировала данные понятия. На начальной ступени предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством — обобщать, классифицировать и сравнивать по одному признаку.
Задания: найди фигуру такого же цвета, размера, формы. На этом этапе формируются понятия дифференцирования предметов по цвету, размеру, форме.
Для того, чтобы приступить к освоению предлагаемых заданий из альбома, необходимо провести подготовительную работу. Учитель обводит контур фигуры в присутствии обучающегося. Совместно с ребенком обводит пальчиком контур блока и контур, который получился в результате обводки фигуры. Выполняются упражнения по наложению блока на контур. Когда обучающийся получил представление об объемной и плоскостной фигуре, можно переходить к заданиям в альбоме. (слайд16)
Следующим этапом обучения по методике Дьенеша, предполагается введение специального кода, графически изображающего свойства фигур (карточки-символы, в качестве зрительного ориентира. (слайд17)
В дальнейшей перспективе обучения Роману будет предложено понятие о возможности оперирования двумя свойствами: цвет и форма, размер и цвет, размер и форма и т. д.
(слайд18) Ввести код, обозначающий знак отрицания «не» («Не круг», «Не красный», «Не большой») и так далее. Для развития у детей таких мыслительных умений требуется более длительная и кропотливая работа.
В результате применения развивающей методики Дьенеша, у Романа отмечается переход от беспорядочной деятельности к представлению о планомерной деятельности. Действия становятся более организованными. Использование пособия «Логические блоки Дьенеша» для обучения детей с ОВЗ обусловлено его большим потенциалом для решения ряда коррекционных задач и максимально воздействует развитию их жизненно-важных компетенций. (слайд19)