Корьяк Татьяна Борисовна
Мастер-класс как эффективная форма вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Публикация «Мастер-класс как эффективная форма вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс ДОУ» размещена в разделах
С введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. Одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
В связи с этим меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Наш детский сад посещают дети, имеющие различные нарушения зрения. Работа с семьями воспитанников ДОУ является составной частью коррекционно-образовательного процесса. Каждый этап развития ребенка и форма имеющегося у него дефекта диктует специфику работы с родителями. Коллектив детского сада рассматривает работу с семьей, как взаимодействие с целью укрепления психического и физического здоровья воспитанников.
Работа с родителями в нашем ДОУ проводится по двум направлениям:
1. Комплексное обследование семей.
2. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Реализация данных направлений осуществляется через разнообразные формы взаимодействия.
При анализе традиционных форм работы были выявлены некоторые проблемы и противоречия:
Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от родителей.
Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.
Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.
Встаё т вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд?
Одним из путей решения данного вопроса является: поиск новых форм работы с семьями воспитанников. Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является проведение мастер – классов.
Мастер–класс для родителей - это одна из форм, которая помогает решать задачу ФГОС ДО, а именно непосредственное вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом.
На мастер–классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками коррекционно-образовательного процесса. Совместно с педагогом они осваивают, например, нетрадиционные методы рисования, увлекательные спортивные упражнения, нетрадиционные приемы развития музыкальных и творческих способностей, игровые упражнения на развитие речи и мелкой моторики и т. д. В конце мастер–класса каждый родитель получает от педагога памятку или буклет с рекомендациями по определенной проблеме, а самое главное, комплекс различных упражнений и игр, которые родители могут самостоятельно использовать в домашних условиях.
Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители и (или) приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т. е. поделиться опытом работы по определённому направлению, продемонстрировать свои достижения в той или иной области.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для педагога.
Наиболее действенным является тот мастер-класс, который проводится в режиме реального времени и включает в себя следующие этапы:
1. Организационный.
2. Теоретический.
3. Практический.
4. Рефлексия, обратная связь.
Ожидаемые результаты от проведения мастер-классов :
включение родителей в коррекционно-образовательный процесс детского сада;
обогащение знаний родителей в вопросах воспитания и развития детей, подведение к осознанному родительству;
объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада.
В нашем ДОУ успешно были проведены следующие мастер-классы, некоторые из них стали традиционными.
1. «Давайте познакомимся!». Данный мастер-класс проводится для родителей, чьи дети только начинают ходить в детский сад. Мероприятие организуют и проводят воспитатели младшей группы с привлечением следующих специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога и мед. сестры-ортоптистки. Цели данного мероприятия – ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-образовательного процесса (кто такой дефектолог, чем занимается с детьми; особенности облечивания детей и др.). Родители на практике могут ощутить, как видит их ребенок (упражнение «Мнемоочки», выполнить специальные упражнения в данных очках, рассказать о своих чувствах и др. ; ознакомится с аппаратурой и программами облечивания.
2. Традиционными стали мастер-классы коррекционной направленности, такие как «Нетрадиционные техники рисования – используем дома!», «Песочная сказкотерапия», «Сенсорная коробочка – что это?», «Су-Джок терапия – практикуем дома!», «Сохраняем зрение, делаем зарядку» и др. данные мастер-классы проводились с родителями разных возрастных групп. Педагоги (воспитатели и специалисты ДОУ) знакомили родителей с различными технологиями, направленными на компенсацию вторичных дефектов у детей с нарушением зрения, которые можно использовать в домашних условиях.
3. Педагог-психолог ДОУ раз в квартал проводит мастер-классы для родителей с целью поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Главная задача педагога-психолога – принятие своего ребенка.
Смысл работы с родителями с помощью разнообразных мастер-классов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.