Наталья Цыганкова
Мастер-класс «Как организовать музей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Совершенствовать систему патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, средствами музейной педагогики
Задачи:
*Демонстрация эффективности организации музея в ДО
*Вовлечение педагогов в музейное пространство
*Создать условия для организации музея в ДО
Добрый день уважаемые коллеги!
В последнее время музей, как элемент образовательного пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение.
Публикация «Мастер-класс „Как организовать музей в детском саду“» размещена в разделах
На своём опыте я убедилась, что участие детей в создании музейных экспозиций, подготовка и поиск экспонатов способствует развитию у них познавательных способностей, связной речи, усвоению социального опыта.
Наше время глобальных перемен диктует необходимость паспортизации музеев, которая регулирует его деятельность. Музей нашего сада прошёл областную паспортизацию.
Хотелось бы отметить, что наш музей организовывался в то время, когда не было прописано ни правового ни методического сопровождения именно музейного дела. Мы обращались за консультацией к нашим городским музейным специалистам, адаптировали различные методики, с помощью проб и ошибок решали различные вопросы.
Ко мне очень часто обращаются начинающие руководители музея за консультацией. И поэтому, я бы хотела поделиться наиболее яркими моментами организации музея в ДО.
Опираясь на нормативно – правое сопровождение и основываясь на анализе методических рекомендаций музейных педагогов Ольги Гавриловны Тихоновой и Анастасии Николаевны Морозовой, провели опрос воспитанников, основанный на адаптированных методиках Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», «Маленький исследователь» и выяснили, что дети проявляют интерес к музею и их интересуют героико-патриотические темы.
Параллельно мы изучили спрос родителей и лиц их заменяющих, и выяснили, что 90% родителей - считают, что героико-патриотическое воспитание детей играет огромную роль в формировании личности ребёнка, а так же, что большая часть воспитанников нашего детского сада ни разу не посещала музей.
Опираясь на полученные данные мы определились, что наш мини – музей будет краеведческий.
Затем на педагогическом совете приняли решение о создании мини - музея в ДОУ.
Приказом заведующей ДОУ было утверждено Положение о детском краеведческом мини – музее.
Назначили руководителя и выбрали координационный совет мини – музея.
Особый вопрос в музейном деле – это приём и передача музейных экспонатов.
Когда родители, приносят свои семейные реликвии, они всегда высказывают пожелание, чтобы мы их вернули в целости и сохранности. Поэтому, при передачи музейных экспонатов всегда заполняем Акт приёма и передачи. Тем самым мы документально подтверждаем и гарантируем сохранность экспонатов.
Акт приёма и передачи, является первичным документом учёта музейных экспонатов.
Практика 1 подгруппа
Я предлагаю Вам составить свой Акт приёма и передачи музейного экспоната, в нём пропишите нюансы, которые нужны для организации непосредственного учёта и демонстрации экспоната.
Все мы педагоги и поэтому легко представим, что экспонат как будто бы принесли Вы. Представьтесь. Скажите экспонат, Вы отдали в дар или на временное хранение и экспонирование.
Для учёта и хранения музейных предметов мы ведём инвентарную книгу. Инвентарная книга, по высказыванию музейных педагогов Эмилии Фаткуллиной и Натальи Никитиной - это основной документ любого музея.
Я придерживаюсь той точки зрения, что наличие инвентарной книги, актов приёма и передачи экспонатов, картотеки экспонатов музейного фонда также ежегодная инвентаризация музейных фондов, помогают эффективно использовать основной фонд.
Практика 2 подгруппа
Я бы хотела предложить разработать и заполнить…. графы – отметки в инвентарной книге поступивших экспонатов. И опять включаем воображение и экспонат нам принесли …. Вы. Представьтесь. Скажите экспонат, Вы отдали в дар или на временное использование.
Так же были согласованы нормативные документы:
Акт – разрешение на проведение музейно – образовательной деятельности в мини – музее.
Инструкция по охране труда руководителя мини – музея ИОТ -019-10
График работы и циклограмма деятельности руководителя мини – музея
Особый вопрос- это отбор экспонатов. Как вы думаете, сколько экспонатов можно использовать в музейной экспозиции? Здесь мы действуем по принципу «Лучше меньше, да лучше», и используем не более 7-10 экспонатов.
В тесном контакте с педагогами, и специалистами ДОУ в рамках ФГОС ДО был разработан комплексно – тематический план, учитывался не только региональный компонент и интересы детей.
Система и последовательность музейно – образовательной работы представлена в следующих этапах: информационный, развивающий и творческий.
Информационный этап
– это первая ступень освоения музейной информации.
Одним из важнейших условий этого этапа является предварительная работа. Это означает, что ребенок должен обладать определенным объемом знаний об интересующем предмете или явлении.
Заслуживает внимание второй,
развивающий этап
на котором организуются непосредственно музейно-образовательные экскурсии.
Следует заметить, что при проведении экскурсий с дошкольниками есть свои особенности.
На третьем этапе ведется
работа по осмыслению и творческому отражению полученных впечатлений,
с использованием игрового метода, дискуссий, проблемных вопросов.
Проверка практики
Акт приёма и передачи экспонатов
Очень хорошо если вы опишите «Отношение к ДОУ». Например, когда я на экскурсии посвящённой Дню космонавтике, рассказываю о юбилейных монетах, я заостряю внимание на том, что данный экспонат является частью семейной коллекции ни какого – то неизвестного человека, а их сверстницы Лизы. Ну, а уж если Лиза сама расскажет, то возникает всплеск познавательного интереса к обсуждаемой теме.
Проверка инвентарной книги
Можно с уверенностью сказать, что работа музея невозможна без тесного сотрудничества с социальным окружением.
Немаловажное значение имеет для нас, какова эффективность работы мини-музея в детском саду, которая была подтверждена повторным опросом родителей, которое показало, что 85 % считают работу мини-музея необходимо продолжать.
Мой опыт доказывает, что музей в детском саду способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, что является основой формирования личности воспитанников.
Я уверена, что представленная мной пошаговая система организации музея поможет вам легко организовать в музей вашем саду. И ваши воспитанники с удовольствием будут всесторонне развиваться в музейном пространстве.
Эффективность деятельности нашего детского краеведческого мини музея «В гостях у Котофея Ивановича», подтверждает свидетельство выданный Областным центром детского и юношеского туризма и экскурсий.
Именно такая пошаговая организация музея позволила нам пройти паспортизацию и стать наминантами в муниципальном конкурсе лучший учебный кабинет.
Релаксация! В заключение хочется спросить:
*Что на Ваш взгляд было хорошего на нашем мастер - классе?
*Что было интересного?
*Что Вам мешало?
*Что Вы возьмёте с собой?
На этом наша работа не заканчивается. Впереди много новых встреч и идей.