Татьяна Валитова
Мастер-класс как форма организации совместной творческой деятельности взрослых и детей по приобщению к культурным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс как форма организации совместной творческой деятельности взрослых и детей по приобщению их к культурным традициям Донского края
(в рамках работы муниципальной опорной площадки)
С целью распространение педагогического опыта по созданию в ДОУ условий для организации совместной творческой деятельности взрослых и детей по приобщению их к культурным традициям Донского края в ДОУ была организована
муниципальная опорная площадка «Организация совместной творческой деятельности взрослых и детей по приобщению к культурным традициям Донского края».
Темочки:
На сл. 2 вы можете увидеть нормативные документы (Закон РФ «Об образовании» : ст. 12. п. 7-8, с. 26., Проект «Наша новая школа», Приказ от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Положение о мастер-классе, предписывающие современному педагогу постоянное повышение квалификации, активизацию творческого потенциала, развитие педагогического мастерства. Они и помогли нам определить наиболее оптимальные, адекватные формы работы с педагогами.
Одной из таких форм стал мастер-класс, который является:
- открытой педагогической системой, позволяющей демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающей способы преодоления консерватизма и рутины.
- особым жанром обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
- главным средством передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
- эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
- особой формой учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
- формой занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия.
М. М. Поташник, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор дал такое определение: «Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества у Мастера, то есть передача ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путём прямого и комментированного показа приёмов работы»
Принцип Мастера : «Я знаю, как это делать. Я научу вас»
Особое внимание уделим на сл. 5 Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (задачи, направления развития ребенка, требования к условиям реализации Программы - создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений)
Используются такие формы взаимодействия с родителями, как Памятка, Школа молодых родителей, Родительский клуб, Мастер-класс, Творческая мастерская, Копилка идей, Конкурс для родителей, Неформальная беседа, Педагогическая гостиная, Открытый показ, Игровой тренинг, Чаепитие, Информационный стенд…
Мастер-класс может быть организован :
1. На уровне д\с (Педагоги «Покровские ангелы», Родители «Головные уборы казачек»)
2. на уровне города (Педагоги «Бусы для казачки», Родители «Бусы для казачки», «Оберег семейного благополучия»)
Мастер-класс может быть отдельным (разовым) или серийным мероприятием, и проводится для педагогов, родителей, родителей с детьми.
А теперь пришло время нам с вами прикоснуться руками к народному творчеству. Сейчас мы будем делать бусы, которые станут для детей дополнением к праздничным народным костюмам, а для взрослых – стимулом для творчества и возможностью с пользой проводить время со своими детьми.
Но пред этим хотелось бы обратить Ваше внимание на определение художественной деятельности данное И. А. Лыковой, доктором педагогических наук, профессором кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, ст. н. с. лаборатории истории художественного образования Учреждения РАО «Институт художественного образования»
Цель мастер-класса :
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов при организации и проведении нетрадиционных форм работы с родителями
Перспектива:
использование приобретенных знаний и опыта при организации культурно-досуговой, совместной деятельности с детьми и родителями
На сл. 11 можно увидеть исторические сведения о народном костюме казачки, украшениях бедных и богатых казачек. Особое значение имели бусы, которые носили не по одной нити, а по 3, 7 или 12.
На сл. 13-14 виден материал, необходимый для работы:
1. образцы бус из различных материалов;
2. обложки журналов;
3. прочная нить, цветная тесьма, шнуры;
4. крупные бусины;
5. клей (ПВА, Момент, супер-клей, канцелярский);
6. ножницы, линейка, карандаш, мел;
7. схема шаблонов бус разной формы;
8. салфетки, клеенки;
9. ткань (плюш, жакард, обивочная);
10. игла с широким ушком
Этот же материал представляется педагогам ( разные варианты: бумага, ткань)
1 вариант: Берем старый глянцевый журнал и нарезаем его поперек листа одинаковыми длинными и узкими равнобедренными треугольниками, как на рисунке 1 (основание треугольника будет равно длине будущей бусины, красиво получается, если брать это основание шириной сантиметра полтора, максимум два). Лучше выбирать страницы, где нет белых полей и где картинки самые цветные.
Каждый из этих треугольников закручиваем в рулончик, начиная с широкого конца.
Последний виток, там, где полоска бумаги становится совсем тонкой, смазываем канцелярским клеем. В середине рулика должен остаться просвет, достаточный, чтобы потом прошла иголка с ниткой (шнур). Получается симпатичная продолговатая бусина. Если же клеем обработать бусины сверху, то они получаются еще ярче и меньше деформируются. Снимаем бусины, просушиваем на клеенке.
Если все делать аккуратно, бусы из журнала получатся совсем как настоящие – как будто из дерева или из самоцветов, ни за что не догадаешься, что это просто бумага.
Когда бусин накопится много, берем нитку с иголкой (или вдеваем шнур) и нанизываем бусы; фиксируем центральную и остальные бусины с обеих сторон узлами и (или) крупными готовыми бусинами;
Прикрепляем застежку или просто завязываем на узел.
2 вариант: Если делаем бусины из ткани, то проклеиваем по всей длине, отступая 1,5 см от широкого края. В середине рулика просвет должен быть больше, чем в 1 варианте.
Готовые изделия на сл. 20-21
Показ бус из разных материалов, выполненных педагогами и родителями воспитанников ДОУ.
Предлагаю вам самим сделать бусы из понравившегося материала (дается возможность выбрать материал по фактуре, цвету, размеру). Работа по подгруппам.
Советы педагогам и родителям:
Не обязательно покупать какие-то новые материалы, их можно создать из подручных предметов.
Создание поделок может стать любимым занятием для всей вашей семьи.
Вы сможете весело и с пользой провести свое свободное время.
На сл. 24 представлены использованные материалы с интернет-сайтов и методическая литература.