Оксана Иванова
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Интеллектуальная карта» при работе с детьми по ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области ранней профориентации дошкольников на основе использования технологии «Интеллектуальная карта».
Задачи:
1) Познакомить с понятием интеллектуальная карта.
2) Показать возможности применения технологии «Интеллектуальная карта» в систематизации и структурировании информации.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование технологии „Интеллектуальная карта“ при работе с детьми по ранней профориентации» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
3) Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы
Слайд №1
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Использование технологии «Интеллектуальная карта» при работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
Слайд №2
Цель и задачи мастер-класса представлены на экране.
Мы с вами живем в красивой, богатой стране. Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди)
Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.
Слайд №3
Посмотрите внимательно на слайд и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на слайде?
(Люди труда, люди разных профессий)
Мы с вами знаем немало профессий, одни зародились еще в давние времена. Другие появились в последнее время. Как вы думаете, какая профессия - самая важная, главная?
(Все профессии)
Конечно все, а выбор профессии на сегодняшний день для многих очень актуален.
Слайд №4
Тема ранней профориентации меня заинтересовала давно. А детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями.
Я считаю, что ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Слайд №5
Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Слайд №6
В своей практике, я всегда стараюсь заинтересовать детей чем-то новым и интересным. Применяю современные образовательные технологии и одна из них мне очень нравится -это технология «Интеллектуальная карта».
Технологию предложил и разработал Тони Бьюзен – британский психолог, автор методики запоминания и творчества.
Интеллектуальная карта имеет разные названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта»…
Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде структуры исходящей от центра к краю.
Слайд №7
В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;
- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать воображение и творческую активность;
- развивать мелкую моторику рук.
Слайд №8
Полезные свойства интеллект-карты :
- наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
- возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Слайд №9
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом :
1 направление – Сбор материала
2 направление – Закрепление и обобщение материала.
3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов
Слайд №10
Методика изготовления карты довольно проста :
1. Рекомендовано в центре писать (иллюстрировать) и обводить главную идею (цель, предмет, название новой темы).
2. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
3. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
4. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
5. Из «главной идеи» выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы). Каждое ответвление обозначает ключевым словом или фразой.
6. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
7. Каждая мысль обводится.
Интеллектуальная карта должна быть обильно снабжена различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
А теперь я вам покажу на примере.
При проведении образовательной деятельности в подготовительной группе мы с ребятами составили вот такую интеллект-карту на тему «Профессии города Омска». По центру выделена и обведена главная тема, надпись «профессии».
Обратите внимание – главные направления выделены разными цветами.
Мы с ребятами совершили путешествие в прошлое, настоящее, будущее время города Омска. В настоящем времени остановились более подробно. И побывали в музее им. Врубеля, музыкальном театре, библиотеке им. Пушкина, цирке, железнодорожном вокзале, аэропорту (показать). Затем из предложенных картинок ребята выбрали и наклеили на карту картинки профессий людей, которые трудятся в данном учреждении или предприятии. Затем провели стрелочки от учреждения к профессиям (показали связь). Также ребятам было предложено дополнить карту разными профессиями совместно с воспитателем в прошлом и будущем. Дети проявили творчество и фантазию и в итоге у нас получилась вот такая замечательная карта, которую можно использовать в работе для закрепления раннее изученного материала.
Практическая часть
А сейчас, уважаемые коллеги, попробуем применить данную технологию на практике, для этого я вам предлагаю поработать в подгруппах, попробовать с помощью интеллектуальной-карты разработать проект на тему «Профессии сельского хозяйства : растениеводство, животноводство». Мы уже с вами уже разделены на две подгруппы.
Тема для вашей подгруппы «Растениеводство».
Для вашей - «Животноводство».
У вас на столах находятся все необходимые материалы для изготовления интеллект карты. Маркеры, ватман, клей. Наборы картинок : некоторые профессии данной отрасли, орудия труда, что производят и продукты переработки.
Так же на столах у вас лежит шаблон для изготовления карты, которым вы можете воспользоваться или проявить фантазию и составить свою карту.
Вы можете использовать свои рисунки или просто надписи. Напоминаю правила работы с картой : Раскладываем картинки, потом приклеиваем их, затем проводим стрелки, выделяем главные темы. После окончания работы один из членов команды представит свою карту.
Слайд №11
Чтобы вы не забыли правила выполнения работы, они выведены на экран до конца вашей творческой деятельности. Итак, приступаем к работе.
Творческая деятельность
Я смотрю, карта растениеводства уже готова, итак, представьте, пожалуйста свою карту.
А теперь нам представит свою карту вторая подгруппа.
Замечательные карты у нас получились, большое спасибо за вашу работу.
Как я уже ранее говорила работа с картами может проходить по разным направлениям. От сбора информации до составления рассказа по уже готовой карте. Так же можно дополнить карту другими профессиями данной отрасли или дополнить карты в другом направлении например: колбасу изготавливают на мясокомбинате, добавить профессии данного предприятия, Затем продукты, изготовленные на мясокомбинате можно приобрести в магазинах и т. д.
Слайд №12
Безусловно, я планирую продолжать работу с детьми в данном направлении.
Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Помочь ребенку сделать первые шаги в выборе профессии - непростая задача для воспитателей и родителей.
И напоследок хочу у вас спросить: Кто такой счастливый человек?
Предполагаемые ответы коллег
Мы все с вами счастливые люди! Потому что у нас есть любимая профессия!
Спасибо за внимание!