Виктория Бравко
Мастер класс «Использование нетрадиционной техники изобразительного искусства в индивидуализации образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Бравко В. В.
Вступление: Согласно ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является : построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагога должно быть направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Одной из задач ФГОС ДО является: создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности является наиболее благоприятной для проявления индивидуализации ребенка, творческого развития способностей детей, так как в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка, развиваются специальные навыки и умения.
Публикация «Мастер класс „Использование нетрадиционной техники изобразительного искусства в индивидуализации образовательного процесса“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Занимаясь с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности по рисованию, мною было подмечено, что каждый ребенок хочет получить такой результат, который вызовет у него и у его окружения чувство радости, изумления, удивления. Но к сожалению, не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. И как следствие у ребенка возникает чувство разочарования от занятий рисованием и боязнь повторения ситуации неудачи. Зная, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей и во избежание травмирующих ситуаций нам педагогам необходимо создать такие условия, при которых ребенок, рисуя мог бы свободно выражать свои мысли и чувства, на бумаге, при этом не испытывая сильных переживаний за результат рисования. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования.
Доказано, что использование нетрадиционных техник рисования стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед самим процессом рисования, помогает преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным». Связано это с тем, что в процессе нетрадиционного рисования, педагог не демонстрирует готовый образец рисунка детям, а показывает лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это в свою очередь способствует развитию воображения, творческих способностей, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Применение нетрадиционных техник рисования, дает ребенку право и свободу выбора на использование различных материалов, инструментов, способов рисования, что является одним из критериев индивидуализации образовательного процесса. Для того, чтобы индивидуализация могла состояться, от нас, педагогов требуется умение создать предметно-развивающую среду в группе, учитывающую потребности детей свободно, и самостоятельно использовать нетрадиционные материалы.
Мой, хоть и небольшой опыт работы, показывает, что овладение нетрадиционными техниками изображения доставляет детям любого возраста истинную радость. Мои воспитанники знают уже много техник нетрадиционного рисования, которые охотно используют для воплощения своих творческих фантазий. Для поддержания интереса к нетрадиционным техникам рисования и проявления творческих способностей детей, возникла новая идея – пополнить мир детей чем-то интересным и увлекательным.
И эта идея нашла свое воплощение в удивительном наборе для рисования, который появился у нас в начале учебного года. Эта техника рисования вызвала у детей удивление и восторг. Очень «дорого» стоит услышать детское «ВАУ» и увидеть по настоящему светящиеся от радости и любопытства глаза. (Эмоциональный отклик).
Пережитые чувства останутся надолго в памяти детей и будут способствовать возникновению желания вновь и вновь возвращаться к данному виду рисования, пробуждая творческие способности детей.
Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу именно вам предложить испытать на себе, что чувствуют дети, занимаясь данным видом рисования. (а это восторг, не поддающийся описанию) А возможность почувствовать море волнующих (будоражущих) эмоций, даст нам знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».
1 слайд «История возникновения» «Эбру» (акварисование) - это старейшее искусство рисования, по поверхности воды, специальными нетонущими красками;
- удивительное волшебство фантазии на воде.
- это танец красок, которые переплетаясь между собой создают уникальные узоры.
На сегодняшний день известно, что техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.
В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный».
Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
2 слайд «Волшебство «Эбру» Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель? Акварисование качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети (а в большинстве случаев, и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на воде) воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! В эбру прекрасно то, что даже ребенок (человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое, что позволяет ребенку почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Сама вода помогает творить прекрасное. Эбру безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание – цветов, оттенков, форм. Даже мастер-художник не знает, как будут «танцевать» краски на воде в каждом новом рисунке! С «Эбру» можно фантазировать без границ!
3 слайд Практическая значимость.
• «Эбру» не требует предварительной подготовки, основывается на естественных процессах развития воображения.
• Техника «Эбру» не позволяет рисовать по образцу. Благодаря акварисованию детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью.
Это дает толчок для:
творчества
проявления самостоятельности и инициативы
выражению индивидуальности.
Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и получают от этого огромное удовольствие.
• Акварисование развивает цветовосприятие, внимание, память, моторику рук, пластику движений, терпение и выдержку. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание.
Техника эбру может быть рекомендована для использования в дошкольных учреждениях, так как материалы имеют натуральную основу и экологически безопасны. Организация работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.
4 слайд «Пословица»
Следуя одной китайской пословице: «Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это
И это станет моим навсегда».
Сегодня на своем мастер-классе я хотела бы показать вам волшебство техники «Эбру»,чтобы вы ее запомнили. Дать возможность вам своими руками сотворить волшебство, чтобы оно навсегда осталось с вами. И очень надеюсь, что эта техника рисования заинтересует вас и вы подарите своим детям завораживающий мир «Эбру».
Я приглашаю вас научиться рисовать красками на воде, освоить способ мрамирования на воде и если вы пожелаете оформить его цветочным декором.
Я прошу присоединиться ко мне 2-х коллег….
5 -8 слайд: Процесс рисования
Для рисования в технике «Эбру» нам необходимо:
• специальный раствор
• лоток
• веерная кисть
• острая деревянная шпажка
• специальные краски
• салфетки
• стаканчик с водой
• гребень
• бумага
Сначала создадим фон, фон нашего настроения. Для этого нам потребуется веерная кисть. С помощью кисти мы набираем краску и постукивая по ней создаем цветовые разноцветные пятна.
Для того, чтобы добавить другой цвет в фон, нам необходимо хорошо помыть веерную кисть и обмакнуть ее о салфетку.
А теперь палочкой делаем волнообразные движения по вертикали, теперь волнообразные движения по горизонтали, а может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести хаос в ваше творение.
Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!
А теперь давайте сделаем цветок. Можно взять любые краски на ваше усмотрение. Для начала острым кончиком палочки нанесем каплю краски на поверхность воды. Мгновенно мы видим результат, что капелька растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Далее, чтобы наш цветочек заиграл яркими красками мы можем точно в центр образовавшегося круга, добавить другой цвет. Но перед этим нам необходимо хорошо вытереть деревянную шпажку, чтобы не происходило смешивание красок. А чтобы стало еще интересней можно таким образом добавить еще несколько цветов. Теперь острым концом палочки проводим линии от края цветка к центру, у нас получаются лепестки. А можно сделать и наоборот: провести линию от центра круга за его пределы.
Не бывает цветов без стебля. Возьмите зеленый цвет и поставьте несколько точек.
И снова острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз.
Наш рисунок готов! И вы можете перенести рисунок на бумагу. Для этого лист бумаги положите равномерно на водную гладь и поддев за края рисунка, потяните его об борт лотка на себя.
9 Слайд Творческие работы ребят
Итог: Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.
Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.