Дина Никитина
Мастер-класс «Использование фольклора в режимных моментах»
Цель мастер-класса :
- Разработать алгоритм деятельности дошкольников в течение дня, направленный на развитие самостоятельности при выполнении режимных моментов. Формирования культурно-гигиенических навыков у детей с помощью музыкального фольклора.
Задачи:
1. Конкретизировать сущность процесса использования фольклора в режимных моментах.
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
4. Воспитание на основе музыкального фольклора положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.
Режимные моменты - это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОО. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам : умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Начиная с утреннего приёма детей, использую потешки, стишки к первым играм с пальцами, ручками и ножками («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик – дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», Ножки, ножки Бежали по дорожке», «Катя, Катя маленька», «Раздувайся пузырь»). Всё это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать или пропеть текст совместно с выполняемыми действиями.
Что бы не забывать правила умывания так же проговариваем:
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
….
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки,
По-нем-нож-ку. (помогает напомнить детям, что не стоит сильно открывать воду в кране)
Еда покажется вкуснее и аппетитней, если мы сопровождаем её потешкой с «вкусным» содержанием.
Потешка помогает в процессе кормления.
«Каша из гречки, варилася в печке,
варилась, упрела, чтобы Машенька ела?»
«Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта».
«Тили-тили-тили-час, Подоспел обед у нас».
«А у нас есть ложки Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда. Не останется следа».
Простота и мелодичность звучания колыбельных песен позволяет детям легко и быстро запоминать запоминать звуковой и словесный ряд: «Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…» «Идет котик по лавочке…», «Котя, котенька, коток…», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…»
Просыпающемуся малышу дарим улыбку, и встречаем его весёлой потешкой. Пусть пробуждение будет радостным! (Пальчики проснулись», «Потягушеньки»)
Во время наблюдения на прогулке я обязательно включаю потешки, стихи, загадки, предлагаю различные песенки-заклички:
Игра-закличка
Давайте и мы с вами попробуем выучить календарную закличку.
Считалось, что природа слушается детей, поэтому именно дети исполняли календарные заклички, призывая дождик, солнышко, прилет птиц и весну.
Это закличка про солнышко. самое главное - петь ее громкой ярко - зазывательной интонацией.
Солнышко, покажись,
Красное. сновидитесь,
Твои детки плачут,
По камушкам, скачут,
Смолу колупают,
Тебя поджидают
Солнышко, погрей,
Своих деток пожалей.
Чтобы распеться, нам нужно будет выучить пару простых упражнений.
1 упражнение «Воздушный шар».
Нужно набрать полные легкие воздуха и постепенно на звук «Ц» выпускать его. Наша задача - добиться абсолютного, равномерного выдоха.
Этот звук похож на шарик, который спускает воздух, поэтому она так и называется.
2 упражнение, которое может вам помочь подготовить голосовые связки к нагрузке - просто промычать мелодию закрытым ртом любую, которая вам нравится.
Задача - добиться в этом упражнении абсолютно расслабленного речевого аппарата и так связки мягко подготовятся к работе. Молодцы!.
Теперь мы готовы петь. Мы поем за кличку про солнышко зовем его.
Давайте выучим текст вместе и пропоем, повторяйте за мной,
Солнышко, покажись…
Игры в режимных моментах. Всё, что дети видят, отражают своей игре. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. («Уложим Алёнушку спать», «Умоем куклу», «Покачаю Катю», «Напоим куклу чаем».)
Музыка непременно присутствует в играх, совместно с детками мы изготовили особенных лыковых куколок - стригушков.
Игра «Стригушки»
Эти куколки особенные, потому что они будут танцевать, если им попеть или поиграть.
Как же играть в стригушков? для этого нам понадобится ровная поверхность.
подойдут скамеечка или стол. нужно их расставить и тихонечко стучать кулачками по столу так, чтобы они не упали, но при этом они начнут танцевать. Веселее это делать под музыку, поэтому Вы мне поможете, подыграете на музыкальных инструментах.
Потешки и песенки при проведении хороводных и подвижных игр: «Дождик, дождик, кап, кап…», «Солнечный зайчик», «Прилетели воробушки…», «Киска, киска, киска брысь…»,
«Солнышко, появись!», «Заинька, попляши», «Заинька, пойдём в лес», «Ножки, ножки, где вы были?», «Ой, летели птички», «Как то мы в лесу гуляли» и др. Проводятся они в разные промежутки времени: утром, во время прогулок-днём и вечером.
Процесс одевания будет интересным и забавным, если будете приговаривать: «Наша Маша маленька, На ней шубка аленька», «Тушки-тушки, Где твои ушки?», «Вот они, сапожки», что помогает сформировать навыки самообслуживания.
Услышав стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять», дети уже знают, что мы убираем игрушки и идём одеваться на улицу.
Народные песенки, потешки, пестушки можно заучивать с помощью мнемотаблиц
Заключение
Используя фольклор в работе нашего детского образовательного учреждения можно сделать следующие выводы: дети без капризов просыпаются под звуки соответствующей песни; охотно выполняют утреннюю зарядку, принимают водные процедуры, одеваются и выполняют другие режимные моменты; воспроизведение соответствующей песни побуждает детей к самостоятельному выполнению соответствующих режимных моментов; знают порядок одевания, выполнения гигиенических процедур; стали увереннее и охотнее одеваться (проблема с одеванием детей быстро исчезает); с удовольствием причесываются под песню; аккуратней раздеваются; во время прослушивания песни о поведении за столом дети сами (без напоминаний воспитателя) начинают пользоваться салфетками, выпрямляют спину, правильно ставят ноги и т. п. Естественно, только лишь прослушивания песен недостаточно для того, чтобы сформировались навыки самообслуживания. Но они создают хорошую атмосферу, настраивают детей на то, чтобы такие навыки формировать.
Рефлексия
Перед вами находится «Дерево успеха». На нем пока нет листьев, они лежат отдельно.
Любой участник мастер-класса выбирает понравившийся лист. Затем читает вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу или предлагает свой вариант ответа.