Нукеева Марал Куанышовна
Конспект мастер-класса «Использование инновационной технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Эдельвейс», д / с «Улыбка №2»
Мастер-класс : Использование инновационной технологии «Синквейн»
в работе по развитию речи дошкольников.
(Из опыта работы)
Воспитатель: Нукеева Марал Куанышовна
Публикация «Конспект мастер-класса „Использование инновационной технологии „синквейн“ в работе по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом –это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус и профессиональная карьера.
Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует много проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, им трудно выучить стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей.
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Составление синквейна- один из эффективных интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Опора на личностно-ориентированный, системно- деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщить, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Актуальность использования синквейна.
Во-первых, это сравнительно новый метод – открывающая творческие интеллектуальные и речевые возможности;
Во-вторых, он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления
В-пятых – использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется для закрепления изученной темы.
И в-шестых – имеет игровую направленность.
Но его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.
Цели синквейна :
1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.
2. Обогащать словарный запас детей.
3. Учить детей определять грамматическую основу предложения.
4. Развивать языковое чутье, фразовую речь, ассоциативное мышление.
Задачи синквейна :
1. Развивать у детей образное мышление и память.
2. Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.
3. Обогащения понятийного запаса.
4. Обогащение словарного запаса слов.
5. Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
6. Умение анализировать.
7. Развитие эстетики и культуры речи.
8. Развитие гибкого нестандартного мышления у детей.
Правила составления синквейна :
1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
4. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть предложение, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
5. Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
У детей, мы знаем, наглядно образное мышление. Они что видят, то и произносят.
Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Например, ( картины: волк, цыпленок, лиса и. т. д.) «Игрушки» :
1. Машинка.
2. Красная, быстрая.
3. Едет, гудит, везет.
4. Я люблю играть машинками.
5. Игрушка. (показ схемы синквейна, елочки)
На примере слова ель составляем синквейн. Ель- пушистая, зеленая. Веселит- растет – радует. Я люблю зимнюю ель. Зима. Новый год. Детство.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.
На слово синквейн составляем синквейн. Синквейн - творческий, активизирующий. Развивает, обогащает, уточняет.
Синквейн помогает учиться.
Технология.
Так ли это давайте посмотрим на совместной работе.
Практическая часть:
Свой мастер-класс я назвала «Знай, твори, применяй!»
Наше сегодняшнее общение, я бы начала с вопроса: Что такое жизнь? Кто ответит? (счастье, красота, природа, любовь, доброта и т. д.).
Уважаемые коллеги, хочется прочесть стихотворение.
Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь — улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть — дети и любовь!
Уважаемые участники, чем у вас ассоциируется слово-жизнь, для вас лично. И это слово напишите на лучике одним словом. Пишут: счастье, доброта, любовь, дети, счастье и т. д. Получилось у нас красивое солнце, и светит оно всем одинаково. Давайте составим синквейн на слова счастье и любовь.
Возьмем две лучики: (задания самостоятельно выполняют конкурсанты.)
Счастье Любовь
Гармоничное, большое. Настоящее, верное.
Приходит, обогащает, приносит. Согревает, помогает, сплачивает.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. В любви все возрасты покорны.
Птица, радость Сердце
Тем временем, пока работа выполняется конкурсантами, к остальным предлагается составить синквейн к слову сердце.
Сердце
Горячее, доброе.
Бьется, любит, стучит.
Свое сердце отдаю детям.
Мотор.
Я приготовила себе рамку, и хочу, чтобы уважаемые конкурсанты составили синквей на слово «мастер класс».Когда вы будете подбирать прилагательные, глаголы, афоризмы, вы почувствуйте, на сколько понятнее, роднее и ближе стал для вас конкурс «Воспитатель года». Мне хотелось бы, чтобы всю полноту слова вы пронесли сквозь искусства этого синквейна. Напишите пожалуйста в рамке составленный вами синквейн, посвященный на мой мастер-класс.
Мастер-класс
Интересный, поучительный.
Учит, развивает, сближает.
Дело мастера боится.
Праздник, Урок, Новизна.
А я тем временем, я хочу сказать, что же для меня «Конкурс воспитатель года»? И так :
Конкурс воспитатель года
Творческий, актуальный.
Сближает, волнует, дисциплинирует.
Смотр педагогического мастерства.
Испытание.
Готов синквейн на мастер-класс, оформленный. (Читать). Благодарить за работу.
Вот и подошло мое выступление. Я думаю, что мой мастер- класс станет для вас изюминкой в работе с детьми, поможет вам в дальнейшей работе.
Хочу закончить свое выступление стихами:
Я держу в ладонях солнце,
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь, это просто!
Лучик солнца - это вам!
Я вас искренне благодарю. Спасибо за работу и внимание.