Наталья Жданова
Мастер-класс «Использование игровых технологий при формировании грамматического строя и развитии связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наш мастер-класс сегодня, будет посвящен грамматическому развитию и развитию связной речи детей.
СЛАЙД 2
Хорошая, грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании грамматического строя речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. Поэтому задача взрослого – создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.
Темочки:
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания взрослым, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
Уважаемые коллеги, я хочу немного с вами поиграть. Вашему вниманию сегодня будут представлены игры, которые вы можете легко применять на практике со своими детьми, либо рекомендовать данный материал родителям своих воспитанников.
Давайте разберем основные грамматические ошибки детей.
1. Самой распространенной ошибкой является образование множественного числа существительных.
СЛАЙД 3 Например: много карандашов, ежов, мячов, куклов.
СЛАЙД 4 Предлагаю вашему вниманию игру «А что у вас?».
Мы раздаем вам карточки с изображением предметов во множественном числе. Я показываю карточку с изображением предмета в единственном числе и говорю: «У меня кукла. А у вас?». Тот, у кого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает: «А у меня много кукол» или «А у меня куклы».
Давайте начнем…
2. Еще одной распространенной ошибкой у детей является согласование существительных с числительными 1-2-5. Например: 1 мяч, 2-5 мячов.
СЛАЙД 5 Давайте поиграем в игру «Посчитай».
Мы раздаем вам карточки, ваша задача назвать количество предметов на своей карточке. Например: 1 карандаш, 2 карандаша, 5 карандашей.
3. Следующая ошибка – неправильное окончание имен существительных в родительном падеже. Например: у собаков, у птицов, у мышов.
СЛАЙД 6 Давайте поиграем в игру «Мир животных» (без карточек).
СЛАЙД 7 Перед вами животные, я буду называть часть тела, а вы должны ответить у кого из животных есть данная часть тела.
У кого из этих животных есть рога, копыта, когти, перья, зубы, чешуя, крылья, пальцы, клюв?
4. Для того чтобы научить ребенка согласовывать глагол с существительным в творительном падеже…
СЛАЙД 8 Можно поиграть в игру «Что чем делают?».
СЛАЙД 9 Перед вами предметы. Я задаю вопрос: «Что делают каким-либо из этих предметов?». А вы должны составить словосочетание, отвечая на вопрос.
5. Для согласования прилагательного с существительным в роде и числе, СЛАЙД 10 можно использовать игру «Магазин».
СЛАЙД 11 Я продавец, «на прилавке магазина» различные предметы и вещи. Вы покупатели. Для того чтобы приобрести товар, необходимо не просто его назвать, но и описать. Например: дайте мне, круглый, зеленый, футбольный мяч.
Что бы вы хотели приобрести в нашем магазине?
СЛАЙД 12 6. С этими же картинками можно поиграть в игру «Чего не стало?».
Давайте вернемся в магазин.
СЛАЙД 13 Еще раз внимательно посмотрим на предметы, запомним их. Я буду убирать по одной картинке, и задавать вопрос: «Чего не стало?». А вам нужно ответить на вопрос, начиная предложение со слов: «Не стало…».
И так: «Чего не стало?»
СЛАЙД 14 Не стало желтой кастрюли
СЛАЙД 15 Не стало зеленых сапог
СЛАЙД 16 Не стало синего зонта
СЛАЙД 17 Не стало синих перчаток
СЛАЙД 18 Не стало желтого букета цветов
СЛАЙД 19 Не стало красных шаров
СЛАЙД 20 Не стало синего банта
СЛАЙД 21 Не стало красных часов
СЛАЙД 22 Не стало красной шляпы
СЛАЙД 23 Не стало желтого платья
СЛАЙД 24 Не стало зеленого яблока
СЛАЙД 25 Не стало зеленого мяча
7. Частая ошибка у детей – отсутствие чередования согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени. Например: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее.
СЛАЙД 26 Предлагаю поиграть в игру «Сравни». Перед вами будут появляться картинки. Их нужно сравнить. Я начну предложение, а вы должны его закончить.
СЛАЙД 27 Например: Луна светит ярко, а солнце еще… (ярче)
СЛАЙД 28 Вова сильный, а его брат еще… (сильнее)
СЛАЙД 29 Велосипед едет быстро, а машина еще… (быстрее)
СЛАЙД 30 Мороженое холодное, а лед еще (холоднее)
СЛАЙД 31 Конфета сладкая, а торт еще … (слаще)
СЛАЙД 32 Вечер темный, а ночь еще… (темнее)
СЛАЙД 33 У Лены забор низкий, а у Маши еще… (ниже)
СЛАЙД 34 Мышь маленькая, а муравей еще… (меньше)
СЛАЙД 35 Бегемот большой, а слон еще… (больше)
СЛАЙД 36 Медведь мягкий, а подушка еще… (мягче)
СЛАЙД 37 Рябина высокая, а береза еще… (выше)
СЛАЙД 38 Весной погода теплая, а летом еще… (теплее)
СЛАЙД 39 Стол твердый, а камень еще… (тверже)
8. Для формирования у ребенка умения правильно образовывать форму дательного падежа имен существительных,
СЛАЙД 40 можно поиграть в игру «Кому, что».
СЛАЙД 41 Перед вами люди разных профессий. Я называю предмет, а вы говорите кому этот предмет нужен. Давайте начнем: поварешка нужна, кисть, руль, игла, лопата, указка, огнетушитель, пистолет, мяч, ножницы, градусник, молоток.
9. Частые ошибки у детей возникают при образовании относительных прилагательных от существительных.
СЛАЙД 42 Предлагаю вашему вниманию игру «Что из чего». Я задаю вопрос, а вы отвечаете.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, риса … ?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … ?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … ?
Какая посуда из … (стекла, металла, керамики, фарфора, глины, пластмассы?
10. И последняя игра, которую я хочу вам предложить,
СЛАЙД 43 называется «Закончи предложение».
Я буду читать стихотворение. Вы должны в конце каждой строчки закончить предложение, образовывая родственные слова от слова, изображенного на экране,
СЛАЙД 44 в соответствии со смыслом стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадется и… грибище!
11. Педагог: Мы сегодня с вами разобрали некоторые грамматические ошибки, встречающиеся в речи детей. Поиграли в игры, которые вы можете проводить с детьми дома. И в заключении, хочу вам предложить памятки, в которых подобраны советы и рекомендации по формированию речевой культуры детей в семейном воспитании и дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей.
СЛАЙД 45
Раздать памятки. Всем большое спасибо!