Лизунова Валентина Анатольевна
Мастер-класс «Использование цветных счетных палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активное педагогическое общение по освоению опыта работы по использованию цветных счетных палочек Кюизенера в формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.
Задачи мастер-класса :
- сформировать у педагогов - участников мастер - класса представление об игровой технологии;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кюизенер Д. Палочки Кюизенера
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
- познакомить участников с опытом работы по применению развивающих и обучающих игр со счетными цветными палочками кюизенера;
- обучить участников мастер-класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его умственных способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Формирование элементарных математических представлений занимает важное место в системе дошкольного образования. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Целью педагогического содействия познавательного развития детей дошкольного возраста является формирование их интеллектуально - творческих способностей через освоение математических представлений (свойства, отношения, связи,зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).
Основными задачами формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста являются:
- развитие сенсорных (предметно-действенных способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
- развитие у детей представлений о величинах, числах, геометрических фигурах;
- освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развитие активности, инициативности, самостоятельности детей в познавательной деятельности.
Оборудование: листы картона зеленого цвета; комплекты цветных палочек Кюизенера, наборы цифр от 1 до 10, плоскостные макеты домиков по числу участников мастер - класса.
Помочь педагогам в осуществлении поставленных задач могут нестандартные дидактические пособия. Одними из которых являются цветные счетные палочки Кюизенера. Их разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер. Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые называют числа в цвете. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Пользоваться палочками дети могут, начиная с раннего возраста. Палочки просты и удобны в работе с детьми.
От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик. Дошкольники быстро учатся переводить игру красок в числовые решения.
Игры и упражнения, способствующие усвоению эталонов цвета.
Игровое упражнение «Строим дорожки»
Игра «Ленточки в подарок»
Игровое упражнение «Подбираем ленточки к фартучкам»
Игровое упражнение «Моделируем квадрат, прямоугольник»
Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу»
Игра-конструирование «Дом и мебель для матрешки»
Игровое упражнение «Рисуем цветными палочками»
Игры и упражнения на формирование дочисловых математических представлений.
Игровое упражнение «Коврики для кошки и котенка»
Игровое упражнение «Белочка и ежик идут на день рождения»
Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»
Игра-конструирование «Поезд»
Игра-конструирование «Заборы высокие и низкие»
Игры и упражнения на развитие у детей количественных представлений.
Игровое упражнение «Цвет и число»
Игра «Путешествие на поезде»
Игровое упражнение «Как разговаривают числа?»
Игры и упражнения на формирование представлений о числовой прямой и составе числа.
Игровое упражнение «Какие лесенки может строить Незнайка?»
Игровое упражнение «Состав чисел из единиц»
Игровое упражнение «Кто в домике живет?»
Игровое упражнение «Покажи, как растут числа?»
Игровое упражнение «Сломанная лесенка»
Игры и игровые упражнения, формирующие понятия о математических действиях.
Игровое упражнение «Палочки можно складывать»
Игровое упражнение «Палочки можно вычитать»
Игры и игровые упражнения, формирующие у детей логическое мышление.
Логические задачи на цветовую последовательность.
Логические задачи «Детская железная дорога»,
А сейчас я предлагаю Вам перейти к практической части мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.
1. Игровое упражнение «Цветная лесенка». Веселое стихотворение поможет нам одновременно называть цвет палочки и число, которому она соответствует.
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!
Первая – это белый листок,
Вторая – розовый лепесток.
Третья – как голубой океан,
Четвертая – словно красный тюльпан,
Пятая – желтый солнечный свет,
Шестая – сиреневый яркий букет.
Седьмая – черный пушистый кот,
Восьмая – вкусный вишневый компот,
Девятая – синий мой мячик,
А десятая – оранжевый зайчик.
Играя в эту игру, дети знакомятся с числовой прямой от 1 до10. Можно предложить детям пройтись по лесенке пальчиками, считая ступеньки от первой до десятой. Лесенки могут быть разными по высоте в зависимости от подготовленности детей. Воспользовавшись этими постройками, можно организовать дополнительную игру «Какая палочка исчезла?» с целью развития внимания детей и уточнения представлений об эталонах цвета. Для развития пространственных представлений детей (освоение понятий выше, ниже, над, под) можно задавать вопросы такого типа:
- Полоски какого цвета находятся выше синей, ниже желтой? и т. д.
2. Игровое упражнение «Покажи, как растут числа». Это упражнение поможет детям увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; называть «соседей» данного числа. Педагог сообщает детям о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что можно сделать, чтобы увидеть, как растут числа Карточки с цифрами разложить в порядке возрастания и построить числовую лесенку из палочек. Дети строят числовую лесенку по принципу «чем выше ступенька, тем больше число». Играя с числами, можно предложить детям разнообразные задачи:
- назвать числа не больше 8, но не меньше 4;
- назвать число, которое стоит рядом с числом 3, но не 2;
- назвать число, которое стоит между 5 и 8, но не 6;
- назвать числа до 9, которые стоят после числа 5.
3. Игровое упражнение «Кто в домике живет?» Это упражнение поможет научить детей составлять из двух меньших чисел. Для этого понадобится комплект палочек плоскостной макет домика с заданным числом. Можно рассказать детям, что в город чисел приехал клоун. Он хочет пригласить жителей города на представление, но некоторые из них ушли из домиков. Надо помочь клоуну найти этих жителей и пригласить их на представление. Дети должны выбрать подходящие по размеру палочки и выяснить, кто живет на этажах.
4. Игровые упражнения "Палочки можно складывать" и "Палочки можно вычитать". Данные упражнения помогут детям закрепить названия цветов, умение соотносить цве и число; научат пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации. Педагог предлагает взять детям палочки красного и желтого цветов. Затем задает вопросы:
- Каким числам соответствуют палочки? (4 и 5)
- Какое число получится, если эти палочки сложить?
- Найдите палочку, равную сумме красной и желтой.
- Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4 + 5 =9
5. Игра "Кто старше?". Данная игра поможет формировать представление о возрасте людей. Развивать мение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой; сравнивать предметы по величине. Начинаем игру с чтения стихотворения:
У нашей мамы семеро детей,
Семь самых славных малышей.
А не - младшей только год.
Паше - семь, в школу идет,
Саша на год старше Иры.
Ему исполнилось четыре.
Пять зим живет наш братик Коля.
Меньше Саши на год Оля.
Сложив вместе возраст Ани и Коли,
Мы узнаем возраст Толи.
- Назовите имена детей счастливой многодетной семьи.
- Сколько детей в семье?
Я буду читать еще раз стихотворение, а вы, услышав имя ребенка, определите, сколько ему лет и положите соответствующую палочку. Под палочками положите соответствующие цифры.
- Кто самый старший из детей?
- Кто самый младший? Сколько ему лет?
- Кто пойдет в школу через год?
- Если сложить возраст Ани и Саши, какое число получится?
- Какого цвета палочка его обозначает?
6. Игра "Котенок". Эта игра учит детей составлять целое из отдельных предметов, работать по словесной инструкции, сравнивать предметы по разным признакам. Развивать пространственную ориентировку.
- Внизу листа положите оранжевую палочку.
- К ней сверху приставьте две синие палочки так, чобы получился треугольник.
- Возьмите четыре сиреневые палочки и над синими палочками выложите ромб.
- Теперь возьмите четыре голубые палочки и приставьте их сверху к сиреневым палочкам так, чтобы получились ушки.
- Возьмите две желтые палочки и приставьте их слева к оранжевой палочке.
- Две белые палочки расположите в центре сиреневого ромба.
- Под белыми палочками положите одну розовую.
- Что получилось?
В последнем задании я попрошу Вас положить перед собой палочки белого, розового, голубого, красного, желтого цвета. Эти палочки соответствуют числам 1,2,3,4,5. Прошу Вас по пятибальной шкале оценить мой мастер - класс и показать палочку того цвета, которому соответствует ваша оценка.