Света Карастелева
Мастер класс «Инсценирование казачьих сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Казачьи сказки, как составляющая часть культурного наследия донских казаков – один из важных факторов социализации личности ребенка. Приобщаясь к сказке, ребенок познает окружающий мир, красоту, отражение в ней жизни быта, мечты донских казаков, высказывать своё отношение к тому что особенно тронуло маленькое сердце, что-то смастерить своими руками. И добрыми помощниками проводниками ребенка в этот мир становятся увлекательные персонажи сказок. Сказочный мир казаков неповторим имеющий богатейший воспитательный потенциал. Для формирования чувства к Родине у ребенка необходимо воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где малыш родился и живет, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, традициям особенностями культуры. Например сказка «Колобок» Колобок может рассматриваться как символ сотворенного мира, где баба и дед – боги Созидатели. Он уходит от зайца – символа быстроты, волка – символа смелости и напора, медведя – символа силы, но его обманывает и уничтожает лиса – символ хитрости, обмана и коварства. Речь идет о том что качества лисы самые опасные и могут погубить не только человека, но и целый мир. Следующий пример сказки «Курочка ряба» В сказке дед и баба не могут разбить золотое яичко, когда его разбивает мышь – начинают плакать. Яйцо в мировой символике означает мир, а золотое яйцо – золотой век человечества или Рай. Чем же их утешает Курочка ряба? Она предлагает снести простое яичко, но человек подобен миру, для создания «личного рая» предлагается соответствующие поведения необходимое для спасения души которая попадает в Рай. Сама курочка определена как «ряба» т. е. содержащая белые и чёрные перья, иными словами она добро и зло одновременно. Можно сказать, что эта русская сказка передает основные базовые истины. Следующий пример сказки «Теремок» В сказке совершенно разные звери просятся жить в теремке. По казачьим сказкам теремок – это лошадиная голова. Звери; мишка норышка – подземная жительница; лягушка квакушка – жительница подводного мира; заяц – на горе увертыш, связанный с норой, нижним миром ; Лиса – везде поскокиш – символ хитрости; волк из-за кустов хватышь! Культовый первопредок славян и сама сказка указывает на то что, не все совместимо в одном доме. Важно, что лошадь и ее голова связана с солнечной символикой а иногда с символикой счастливого «солнечного» мира. Занимают голову представители нижнего подземного и подводного мира – лягушка и мышь. Кроме них три звериных персонажа по своим самоназваниям напоминают представителей враждебных народов. В этом случае понятно, почему медведь – их давит. Это указывает на то, что изменения толерантности и терпимости ко всему чужеродному может погубить наш дом – терем – теремок. Далее в сказках; «Чёрная коровушка и Аннушка» - рассказывает о мастерстве казачек. Сказка «Про сына купца и дочь сапожника» - говорит о казачье умении трудиться. О мастерстве казаков рассказывается в сказке «Иван светильник» и «Бисеринка». Сказки «Казак и лиса», «Свадебный каравай», «Танюша и мачеха», «Ванюша и баба – яга» говорится о быте донских казаков. Сказка «Волк и семеро козлят» предупреждает- не открывай чужому двери. Неповторимость сказочного мира казаков – отражает реальность в жизни человека. Вот такие разные казачьи сказки из века в век прославляли казачью удаль и корили жадность. Передавались сказки из уст в уста, и лишь в 19 веке стали записывать собиратели и краеведы. Главное отличие казачьих сказок от русских народных – это отсутствие помощи волшебной силы. Казак достигает своих целей, благодаря смелости, уму, выносливости и хитрости. В сказках прослеживается мечта народа о свободе, воле и счастливой жизни. Неповторимый казачий говор и своеобразный юмор придают сказкам особый колорит.
Публикация «Мастер класс „Инсценирование казачьих сказок“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: Создание условий для приобщения детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков с целью социализации личности ребенка.
Задачи;
Воспитательные ; воспитывать эстетических вкус через приобщение к казачьей сказке ; чувства уважения к культурному наследию донских казаков.
Образовательные ; приобщать детей к необыкновенному миру казачьей сказке. Дать понятие о неповторимости и прелести донских казаков. Углублять знания дошкольников о народной сказке.
Развивающие ; развивать образное мышление через сказку, интерес детей к казачьей сказке, творческие способности.
Предполагаемый результат
У детей развивается познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки. Приобщение к нравственным духовным ценностям современного мира. Формируется уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим. Соблюдение народных традиции, любовь к казачьему фольклору и песням. Эмпатическое и толерантное отношение к окружающим. Представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Обучение воспитателей инсценирование казачьей сказки «Коза и кума лиса» «Чёрная коровушка и Аннушка»
Оборудование ; Кукольный театр Бибабо.
Перед инсценировкой сказки проводится ритуал на создание эмоционального настроя. «Встанем в круг, возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку, крепко обнимемся, чтобы мир вокруг нас стал светлее и прекрасней»