Наташа Жигачёва
Мастер-класс «Игрушки наших прабабушек. Кукла «Пеленашка»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка» с. Питерка Питерского района Саратовской области
Мастер – класс «Ярмарка народных промыслов»
Номинация «Народная игрушка»
Игрушки наших прабабушек –
Жигачёва Наталья Валерьевна
воспитатель
высшая квалификационная категория
с. Питерка 2022г.
Публикация «Мастер-класс „Игрушки наших прабабушек, Кукла „Пеленашка“» размещена в разделах
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Аннотация: народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Д. Б. Эльконин указывал на важнейшую роль игрушки в традиционном обществе:
- служила элементом и функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных знаний (модели орудий труда,
- являлась наглядным пособием для передачи знаний о материальном мире,
- развивала двигательные и моторные реакции, способствовала его нормальному физическому развитию,
- передавала ребенку космогонические, нравственные, символические и мифологические знания предыдущих поколений.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: привить интерес и любовь к русскому народному творчеству посредством изготовления тряпичной куклы – «Пеленашки».
Задачи МК:
Образовательные
-Закрепить знания о народных куклах.
-Закрепить знания о народном русском костюме и его стилизации в костюме куклы
-Изготовить куклу Пеленашку.
-Совершенствовать умения работы с технологической инструкционной картой.
Воспитательные
-Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.
-Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.
Развивающие
-Развить кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших про- бабушек.
-Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны.
-Показать красоту и самобытность народных кукол.
-Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.
Возраст: 6 лет.
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные.
Приемы:
-сюрпризный момент (встреча с хозяйкой Русской избы);
-проблемные вопросы,
-беседа,
-наглядная демонстрация готовых кукол (игровых, обрядовых,
-объяснение,
-показ презентации (пошагового изготовления куклы,
-игровые упражнения,
-художественное слово,
-практическая работа,
-анализ конструкторских особенностей изделия.
Оборудование:
-Презентация материала (ИКТ);
-Выставка народной традиционной куклы; выставка современных кукол.
-Прямоугольник белой ткани,размер-высота-8см,длина-15см.
-Красные нитки.
-Квадрат цветной ткани- размер-высота-12 см,длина-15см.
-Лоскут для косыночки.
-Запись музыки к р / н песне «На горе то калина…»
-Запись р / н песни «Светит месяц» (Русская этническая музыка (балалайка)
-Сундук с тряпичными куклами.
1. Организационная часть
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цели: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы Пеленашки.
Программные задачи:
• •Познакомить детей с простой куклой закруткой.
• •Показать последовательность изготовления простой тряпичной куклы Пеленашки.
• •Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.
• •Развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы.
• •Закреплять умение скатывать ткань рулончиком завязывать тесьму в узелок, развивать чувство формы, цвета, творческое воображение, художественный вкус.
• •Воспитывать усидчивость и аккуратность
Мотивационно-ориентировочный этап
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям посетить выставку современных кукол
Воспитатель: Вот куклы в которые вы играете каждый день, и дома, и в детском саду. Эти куклы красивые. Они вам нравятся. Куклы бывают разные и во все эти куклы играют. Дети сами говорят из каких материалов сделаны куклы. (пластиковые, фарфоровые, резиновые, текстильные)
В куклы играли все поколения детей. Ваши прабабушки тоже любили играть куклами. Только куклы наших прабабушек были совсем другими. Хотите, я вам расскажу о них? Рассказ воспитателя с показом презентации «Игрушки наших прабабушек».
(Воспитатель подводит детей к сундучку)
- А сундучок то какой волшебный. Что бы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушаете какие – «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок открывай свой бочёк.» Давайте вместе скажем эти слова, только ласково. В старину люди ласково разговаривали с вещами. Хорошо?
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт тряпичные куклы)
Поисковый этап
В старину играли тряпичными куклами, которые сделаны из простых лоскутков ткани и ниток. Сейчас я вам расскажу об этих куклах. Это куклы обрядовые, куклы обереги.
Оберег – от слова «оберегать». Вот одна из таких кукол – Куватка.
Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Куватки и защищали новорожденных и служили их первыми игрушками. А вот куклы Неразлучники, у них как у Куватки тоже прямые ручки. Интересна история этой куклы. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам. Сама же куколка была символом крепкого семейного союза. Удивительна эта кукла еще и тем, что делается она без использования иголки.
(Воспитатель достаёт другую куклу Утешницу)
А это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слёз. Когда ребёнок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, доставали куклу Утешницу. Ребёнок забывал про слёзы и капризы. Кукла была хороша : наряжена, с серёжками и украшениями из конфет. Родители угощали ребёнка конфетками. Незаметно Утешницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза.
А вот ещё одна куколка Крупеничка или как ещё её называли Зерновушка. Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.
Можно также наполнять Крупеничку пшеницей, горохом, пшеном – на ваше усмотрение. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме, и вряд ли зерна из нее пригодятся для посева или приготовления пищи,поэтому для подарка можно наполнить мешочек разными крупами, будет своего рода символ изобилия.
А вот самая простая обрядовая кукла, такими игрались дети раньше.
2. Основная часть
Посмотрите, какая интересная куколка свёрнутая в маленький кулёчек. Раньше новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что спеленатый ребёночек оберегался в ней. А чего боялись люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребёнка. Поэтому первая кукла ребёнка была, его образ, кукла Пеленашка. Её клали в люльку к ребёнку.
Воспитатель: Ребята интересные это куклы? А хотели бы сами сделать таких? Сегодня я научу вас делать куклу Пеленашку. Нужно размять пальчики перед нашей работой.
Пальчиковая гимнастика «Куклы»
На большом диване в ряд
Куклы разные сидят.
(Хлопки в ладоши)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино.
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять –
Помогаем мы сегодня
Все игрушки сосчитать.
(Поочередное загибание пальчиков)
(Педагог подробно показывает и рассказывает как надо делать такую куклу. Дети повторяют этапы изготовления куклы с опорой на схему. Мастерят вместе с воспитателем куклу.).
1шаг-Берём прямоугольник белого цвета, подворачиваем верхний край прямоугольника сантиметров на 8 и проглаживаем пальцами.
Скручиваем плотную трубочку. (столбик)
2шаг-Затем берём красную нить, находим серединку на трубочке и несколько раз красной ниточкой перевязываем.
А затем также красной нитью перевязываем голову (вверху трубочки-столбика).
3 шаг. Берём косыночку и надеваем на голову нашей кукле, концы косынки подворачиваем за спину.
4 шаг-Берём пелёнку-квадрат и начинаем заворачивать нашу куклу-пеленашку в пелёнку.
5 шаг-Затем красной ниточкой мы перевязываем куклу крест на крест, завязываем нитку на спине и ножницами отрезаем.
3. Итог мастер – класса.
Покажите друг другу какие у вас получились красивые куколки. Кому бы вы хотели подарить такую куколку?
4. Рефлексия.
• – О каких куклах вы сегодня узнали?
• – В какую игру вы сегодня играли?
• – Какую куклу мастерили сами?
Куклы выставляются для показа родителям и уносятся детьми домой.