Гульсум Мантаева
Мастер-класс «Формирование измерительных умений у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс «Формирование первоначальных измерительных умений детей младшего дошкольного возраста».
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.
Публикация «Мастер-класс „Формирование измерительных умений у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.
Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений и требуется людям разных профессий.
Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.
Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи.
Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно решить практические и бытовые задачи.
Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше - меньше», «равенство – неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребёнка о величине, необходимо постепенно переходить от сравнения двух-трёх предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрёшки, пирамидки, игрушки – вкладыши. Можно самим придумывать специальные игры, в которых ребё нок будет строить простейшие сериационные ряды и познавать правила их построения: выбор большего из остающегося количества предметов.
Например, игра с мячами. Взрослый кладё т на стол два мяча: один маленький, другой побольше. Он берёт маленький мяч и предлагает ребё нку взять другой: «У кого мяч больше?» «У меня», говорит ребёнок. Тогда взрослый быстро убирает свой маленький мяч и достаёт мяч, который больше, чем у ребё нка: «Нет, у меня большой мяч, а у тебя маленький». Мячи сравниваются. Затем взрослый предлагает ребёнку закрыть глаз, забирает его мяч и кладёт перед ним самый большой. Ребёнок открывает глаза и видит, что его мяч больше. После этого достаются все мячи. Взрослый выбирает мяч средней величины и предлагает ребёнку с одной стороны от этого мяча положить мяч побольше. А с другой мяч поменьше. Получился ряд: большой, средний, маленький.
Детям интересно строить башни, располагая кубы так, чтобы башня была устойчивой: внизу самый большой, потом поменьше, потом ещё меньше и т. д.
Можно играть со зверюшками, раскладывая им мисочки: самому большому зверю – самую большую миску, зверю поменьше – и мисочку поменьше и т. д.
Ребёнок также должен иметь представление о длине, ширине, высоте предметов. Различить параметры величины – задача непростая. Значит, надо создавать такие ситуации (игровые, практические, при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость.
Так, если интересующую ребёнка вещь положить на шкаф, он скоро сообразит, что сам её не достанет, если что-нибудь не придумает (встать на стул, взять палку и т. д.).
Играя в игрушки, он может сравнивать длину ушей зайца и лисы, длину их хвостов, клювов у птиц (журавль и гусь) и т. д.
Подобные игры дают возможность обратить внимание ребёнка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине путём приложения предметов или наложения их друг на друга.
Все занятия по развитию представлений о величине должны организовываться таким образом, чтобы дошкольники систематически решали разнообразные практические задачи в процессе предметных действий.
Для того, чтобы познакомить детей с измерительной деятельностью необходимо научить выделять длину, ширину, высоту предметов, устанавливать размерные отношения между ними, сравнивать предметы отличающиеся 1,2,3 измерениями.
Исходя из моего опыта работы по программе Н. Е Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой «От рождения до школы» и парциональной программы И. А. Помораевой «Формирование элементарных математических представлений» дети младшего дошкольного возраста прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком.
Во 2 младшей группе для сравнения достаточно взять два предмета, предлагая детям определить как абсолютную (длинный - короткий, так и относительную величину (длиннее - короче). Основное требование к дидактическому материалу - сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет. На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные - короткие, длиннее - короче; разной ширины - широкие - узкие, шире - уже и т. д. Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину, поэтому, сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы.
На каждом занятии следует предоставлять детям возможность действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком. Обучение детей второй младшей группы веду постепенно.
Вначале ребят надо учить сравнивать двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3-4 занятиях.
Исходным в работе с малышами является обследование - специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Положительный эффект дает применение таких приемов обследования, как показ длины, ширины и т. д. : проведение пальцем по указанной протяженности, «измерение» разведенными пальцами или руками, сравнение разных признаков величины путем приложения или наложения.
Обследование дает возможность установить направление каждой конкретной протяженности, что имеет существенное значение для их различия.
Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета, показывая ширину, рука движется поперек предмета, высота показывается снизу вверх или сверху вниз. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2-3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.
Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делаю сама, а затем требую осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина.
Большое значение придаю обучению младших дошкольников способам сравнения : приложению и наложению.
При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте. Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания:из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую; детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины; нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска; найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним. Воспитатель, проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали. Необходимо учить детей называть размер предметов, сопоставляя и противопоставляя их друг другу: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям. Например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную — много, на короткую — одного). Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».
Знакомство детей с величиной в разных возрастных группах :
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине
Таким образом, исходя из анализа методик освоения величин детьми младшего дошкольного возраста, можно заключить:
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой-опосредуется мышлением и речью.
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для владения в последующем величиной как математическим понятием.
В младшем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложение или наложения, узнают о возможности сравнивать предметы по размеру. Постепенно содержание знаний детей о размерах усложняется.