Коркина Ольга
Мастер-класс «Формирование двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях с фитболом»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Формирование двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях с фитболом»
Цель: передача опыта использования и оптимизации работы с фитболами на занятиях физической культурой в ДОУ.
Задачи:
Вызвать интерес к фитбол – гимнастике как инновационной здоровьесберегающей технологии.
Публикация «Мастер-класс „Формирование двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях с фитболом“» размещена в разделах
Дать элементарные представления о функциональном назначении фитбола и фитбол – гимнастики как нетрадиционной форме оздоровительной работы с дошкольниками.
Способствовать развитию двигательного творчества участников мастер – класса.
Создать позитивный эмоциональный настрой.
Оборудование: «чудесный мешочек», маленькие зеркальца, разноцветные круги в виде фитболов для магнитной доски (красный, желтый, синий, черный, круг – голова гусеницы, магниты, мячи – фитболы по количеству участников, мультимедийная установка.
Целевая аудитория: педагоги ДО
Содержание мастер – класса.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель по ФК предлагает участникам образовать круг.
Воспитатель по ФК: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наверное, каждый из нас мечтал в детстве найти клад или владеть сокровищем. У меня есть «чудесный мешочек», и в нем находится предмет, который поможет показать вам настоящее сокровище. Хотите узнать, что это? (Предлагает участникам взять из мешочка маленькие зеркала, но пока не раскрывать их.) Сейчас вы увидите самое дорогое, что есть на свете – взгляните в зеркало. Что же это?
Участники отвечают.
Молодцы! Самое дорогое – это вы сами. Улыбнитесь самим себе, погладьте себя по голове и скажите: «Я красивая, я замечательная!» Мы сами, наше здоровье и здоровье наших детей и есть самое большое сокровище!
Подумайте и скажите, что же важно для сохранения и укрепления здоровья?
Участники отвечают.
Одно из важнейших составляющих здоровья – двигательная активность. Какие современные методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребенка, какие технологии будут эффективны в укреплении и сохранении психофизиологического здоровья детей?
Эти проблемы волнуют многих педагогов, и сегодня я поделюсь с вами своим опытом работы и покажу, как можно укрепить здоровье и развить двигательные навыки с помощью мяча. Перед тем как перейти к теме нашего мастер – класса, мне бы хотелось узнать, какие спортивные игры с мячом вам известны?
Участники отвечают.
Старших дошкольников, в основном, обучают элементам футбола, волейбола, баскетбола. Но сегодня мы будем говорить об особом мяче – о фитболе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель по ФК: Фитбол – это мяч большого размера. В переводе с английского языка слово фитбол значит – fit (оздоровление, ball (мяч).
Его изобрел в 50–х годах двадцатого столетия швейцарский врач-физиотерапевт для лечения больных церебральным параличом. В 80-х годах - стали использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. В 2002 году - к. п. н., доцент Т. С. Овчинникова и к. м. н., доцент А. А. Потапчук представляют фитбол-гимнастику в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников». Этот чудо-мяч приобрел особую популярность в наше время и верно служит сохранению здоровья и взрослых и детей.
Фитбол – многофункциональный тренажер и инновационная технология здоровьесбережения. В дошкольных учреждениях фитбол – гимнастика стала использоваться не так давно. Я веду кружок фитбол- гимнастики третий год. С первых занятий данная технология показала свою эффективность и вызвала большой интерес у детей.
Что же хорошего в фитболе? Я бы сказала: фитбол- легко, весело, эффективно! Фитбол-гимнастика обладает большим оздоровительным эффектом: развивает двигательные качества, координацию движений, создает веселую атмосферу и делает занятия с детьми эмоциональными и яркими.
Основные задачи фитбол – гимнастики.
1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
3. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
4. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
«Золотые» правила фитбол-гимнастики (Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук):
Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
Перед занятием убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
Фитбол можно использовать в разном качестве: как ориентир, амортизатор, тренажер, отягощение, препятствие, предмет, опору, массажер.
Фитбол позволяет выполнять упражнения в разных И. П. : сидя на фитболе, лёжа на полу, лёжа на фитболе на спине или животе с опорой на пол руками или ногами, стоя рядом с мячом, упражнения в движении и т. д.
Фитбол- гимнастика – единственный вид гимнастики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный здоровьесберегающий эффект.
Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья – для занятий на фитболе нет противопоказаний.
Как видите, плюсов упражнений на фитболе очень много. И я думаю, что вы сами сегодня на практике в этом убедитесь. Принципы в работе с детьми при обучении фитбол-гимнастике традиционные.
Принципы:
Доступность;
Постепенность;
Повторяемость и систематичность.
Процесс обучениям фитбол- гимнастике проходит в 3 этапа. На подготовительном этапе детям дается представление о форме и физических свойствах мяча- фитбола. Проходит обучение правильной посадке на фитбол и технике самосохранения. В основном этапе идет обучение положениям при выполнении упражнений в И. п. (сидя, стоя на коленях, лежа, обучение сохранению правильной осанки при выполнении упражнений в сочетании с покачиваниями на фитболе, обучение упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. На заключительном этапе проходит закрепление и совершенствование упражнений (ритмическая гимнастика на мячах и игры).
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам на практике опробовать фитбол-гимнастику. Вначале разучим несколько упражнений по схемам.
А теперь выполним ритмическую гимнастику. (Опубликовано ранее)
Воспитатель по ФК: Как вы считаете, какие методы и приемы являются наиболее подходящими в работе с дошкольниками и вызывают наибольший интерес у детей?
Участники: Игровые.
Воспитатель по ФК: Действительно, дети больше всего любят играть, и различные игры с фитболами вызывают у них большой интерес и массу положительных эмоций, что благотворно влияет на здоровье.
Игра «Путешествие»
Дети сидят на мячах по кругу. По команде «Полетели!» они, оставив мячи, становятся за ведущим. Используя основные движения (бег, ходьбу, подскоки и т. д., ведущий водит их за собой в различных направлениях. По команде «Посадка!» дети и ведущий должны как можно быстрее занять мяч. Ребенок, который остался без мяча, в последующей игре будет ведущим.
Воспитатель по ФК: Думаю, вы убедились, какое увлекательное занятие – фитбол-гимнастика, научились выполнять новые движения и самое главное – испытали положительные эмоции и радость движения и творчества.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель по ФК: Завершая свой мастер-класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, проанализировать свой интерес к теме, своё отношение к содержанию мастер-класса и выразить его с помощью цветных фитболов.
«Красный» - все понравилось, хочу узнать больше, использовать упражнения в своей практике.
«Желтый» - все понравилось, интересно, познавательно.
«Зеленый» - понравилось, но некоторые идеи были спорными.
«Синий» - идеи не заинтересовали.
Предлагаю участникам взять изображение фитбола того цвета, который отражает ваше отношение к данной теме и представленным разработкам, и выложить из них гусеницу, которая тянется к солнышку, как мы с вами тянемся к здоровому образу жизни.
Участники выбирают круги (в форме фитбола) определенного цвета. На магнитной доске выкладывают из выбранных кругов гусеницу, тянущуюся к солнцу. Воспитатель по ФК завершает изображение своим кругом (с рожками и глазками).
Гусеница – насекомое неторопливое, но она хоть и медленно, но верно ползет к своей цели и, в конце концов, становится прекрасной бабочкой.
Изображение гусеницы сменяется изображением бабочки.
Желаю всем вам успеха в вашей профессиональной деятельности, всегда добиваться цели, а главное здоровья и радости.
Фитбол – это радость движения!
Фитбол – доступен для всех!
Фитбол – это средство оздоровления!
Фитбол – развитие и успех!
Список использованной литературы
1. Рудакова Е. В., Пакулева Л. Н. Фитбол как средство повышения двигательной активности дошкольников. // Инструктор по физкультуре. 2015. №5.
2. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Танцы на мячах». СПб. :РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
3. Соломенникова Н. М., Машина Т. Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол-гимнастика. Волгоград: Учитель, 2013.
4. Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников. М., 2003.
5. Хухлаева Д. В. Занятия по физической культуре. Кн. Для воспитателя детского сада. – М., 1992.