Татьяна Майборода
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
Наше учреждение является инновационной площадкой Российской академии образования по преемственности в вопросе внедрения современных технологий эффективной социализации. Среди технологий, автором которых является Н. Гришаева, есть удивительная на наш взгляд технология «Клубный час». Вот с нее- то все и началось. Проводя клубные часы для детей, мы обратили внимание на то, что дети старшего дошкольного возраста с удовольствием идут в младшие группы, играют с детьми, помогают одевать их на прогулку и в ходе рефлексивного круга (это тоже технология эффективной социализации) с радостью рассказывают об этом, как о добром и очень важном деле, которому они научились на клубном часе.
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Это послужило толчком для создания волонтерского отряда. Но более подробно о самом создании мы вам расскажем позже, для начала стоит рассказать о педагогической технологии «Дети-волонтёры».
Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:
1)развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
2) создание такой ситуации развития, при которой формирование
игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Практические советы: С чего можно начать воспитывать инициативность : коробочка хлопот, экран добрых дел, блокнот, в котором фиксируются добрые дела.
Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Вопрос аудитории: предлагаете вы старшим детям, приходить к малышам в группу, для помощи, игр, как часто вы это делаете?
Несмотря на то, что данная технология удивительно проста в исполнении и давно входит в любую программу работы с дошкольниками, её реализация в большинстве ДОО проходит эпизодически. В чём же причины такого положения вещей? Большинство воспитателей (до 80 % от числа опрошенных) не считают организацию и проведение этой технологии своей первостепенной задачей, ссылаясь на недостаток времени и неумение это делать. А главное – они не видят, в чём могут быть преимущества данного подхода. Таким педагогам важно доказать, что неумение детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде
всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения, в том, что им не был передан игровой опыт.
Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших.
Практическое задание: ведущий предлагает составить краткий план мероприятий для отряда волонтеров.
Выделить группу детей, желающих быть волонтерами. Надо специально обучать старших детей по следующим направлениям:
«Научим малышей играть»,
«Научим разрешать конфликты»,
«Научим одеваться»,
«Знаем, как помочь в проведении занятий» и др.
Практические советы: Правила работы по технологии, соблюдение которых вам помогут избежать ошибок.
*Общение старших и младших должно быть эпизодическим ограниченным по частоте (не более трех–четырех раз в месяц) и по продолжительности (около 20–30 минут) старшие общаются с младшими исключительно добровольно, младшие при желании могут уклониться от общения.
*Необходимо до минимума свести подготовительную работу со старшими добровольцами. Не репетировать… каждый ребенок на что-нибудь да способен и наверняка будет очень стараться, а во время репетиций мы диктуем ребёнку свои условия, свои правила, своё видение, отсюда у детей появляется стеснение, в общем, не даём детям раскрыться, т. к. подвергаем действия детей критике
*Подготовительная работа нужна только при проведении совместных игр, ибо старшие, если перед ними поставить задачу самим организовать игру, могут растеряться. При этом следует ограничиться хороводными и подвижными играми.
*И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших дошкольников и младших детей и информирующих об этом всех педагогов и специалистов ДОО.
Работа в группах. Предлагается участникам ознакомиться с методиками, которые используются в работе с детьми и рассказать другим участникам.
Методика «Совместные подвижные игры»
Время проведения: В часы, удобные для обеих групп, по договоренности между воспитателями; на прогулке, в группе, музыкальном или физкультурном зале.
Число старших участников: 1-6 человек.
Практические советы:
1. Начинать играть с детьми младшего возраста лучше с хороводных игр, которые малыши уже знают и любят.
2. После двух-трех встреч, в ходе которых проводятся хороводные игры, можно переходить к подвижным играм.
3. Сначала старшие включаются в те подвижные игры, которые малыши уже знают. После этого старшие дети могут научить малышей правилам новой подвижной игры и ее проведению.
Методика «Совместные пешие прогулки»
Время проведения: Один раз в неделю.
Число старших участников: Все желающие.
Практические советы:
Вызвать у детей обеих групп положительную реакцию по поводу предстоящей прогулки.
Вспоминают правила поведения на улице и в общественных местах.
После прогулки обсудить с детьми ее результаты: что понравилось? что нет? что хотелось бы изменить? Что более всего запомнилось?
Методика «Подарки малышам»
Время проведения: По желанию старших детей.
Число старших участников: Все желающие.
Практические советы:
Изготовление подарков должно быть достаточно легким и быстрым и, вместе с тем, давать детям возможность реализовать свои индивидуальные умения.
Подарки должны быть такими, чтобы с ними можно было играть.
Дети старшей группы могут не только рассказать, но и показать, как можно играть с подарками
Методика «Концерты»