Марина Тугускина
Нейроигры в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
«Нейроигры в работе музыкального руководителя»
Музыка – это неотъемлемая часть нашей культуры. Она сопровождает человека всю жизнь, оказывает положительное воздействие на детей, развивает их речь, мышление, творческие способности.
Именно музыка является мощным активатором развития интеллекта. Музыка способствует более активной работе всех систем в коре больших полушарий, в результате чего дети становятся более активными, развитыми, смышлеными.
Исследования мозга музыкантов показывают уникальное влияние музыки на развитие мозга: нет буквально ни одной зоны мозга так или иначе не вовлеченной в занятия музыкой, что, безусловно, положительно сказывается на его функционировании.
Развитие детей в дошкольных учреждениях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Ведущая роль принадлежит восприятию музыки, в процессе которого формируется зрелая личность, способная творить и созидать, так же музыкальная деятельность включает в себя пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, которые способствуют развитию умений сравнивать, анализировать, сопоставлять, запоминать, и таким образом оказывает влияние общее развитие ребёнка.
Музыкальное развитие ребенка – это не только про его успехи в качестве музыканта или певца. Занятия музыкой способствуют развитию мозга ребенка, делая его сообразительнее и увереннее. Это одно их самых универсальных, доступных и эффективных средств развития.
Сегодня вашему вниманию я хотела представить несколько музыкально – ритмических игр, которые я использую в своей практике.
«Повтори ритм» (китайская народная мелодия «Кукушка»)
Это упражнение на развитие чувства ритма очень полезное и при этом интересное. Его здорово выполнять вместе с родителями.
На экране появляются ручные знаки и картинки, обозначающие разные движения, чтобы ловко справиться с ритмом, нужно их запомнить:
- хлопок в ладони;
- хлопок ладонями по столу/коленям;
- удары кулаком об кулак;
- вращение кистями с вытянутыми указательными пальцами;
- указательный палец вперед.
Каждая строка повторяется под музыку 2 раза, поэтому первый раз можно просмотреть, а затем повторить. Сначала может не все получиться, но уверяю вас, что с каждым повторением будет все легче. Тренируйтесь и вашей ритмической устойчивости не будет равных!
Игра на диатонических колокольчиках «Вальс»
Для этой игры подойдет видео партитура любой пьесы, где содержится вся палитра цветных нот, мы выбрали «Вальс».
Цель игры: Формирование зрительного контроля и повышение скорости реакции. Активизация самоконтроля и веры в свои силы.
Руководство к игре: Диатонические колокольчики раздаются в любой последовательности группе детей. Затем объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в любом порядке, при этом длительность ноты не важна. Дети должны быть предельно внимательными, следить за тем, какой колокольчик появляется на экране. В нужный момент необходимо сыграть свою ноту, держа её до тех пор, пока на экране не появится другой по цвету колокольчик.
«Игра на ложках»
Цель игры: формирование умений игры на хохломских ложках, развитие чувства ритма и координацию движений.
Руководство к игре:ребенку необходимо сесть на край стула, ноги вместе перед собой, спина прямая, не касается спинки стула, левая рука свободно висит, правая (с ложками) согнута в локте.
Педагог показывает движения детям зеркально. Каждое движение для детей представляю образно, строя ассоциации, так, например, есть движения «Колобок», «Маша», «Шлеп», «Трям». Подобный метод обучения позволяет детям хорошо запомнить и легко усвоить каждый прием игры. Не всегда играем под музыку. Иногда слушаем «песенку ложек», это очень полезное упражнение. Дети играют на ложках и слышат четкий ритм, который сами производят. На ложках также играем не всегда, иногда занимаемся без них, что вносит разнообразие в процесс обучения.
6. Немаловажным условием для успешного обучения является подбор музыкального материала яркого, зажигательного, с четко выраженным ритмом. Основная часть музыкального материала – русская народная музыка. Но, для активизации детей можно использовать разноплановую музыку на ваш выбор.
7. Сколько разучивается каждое движение? Так как они разные по сложности, то и времени на усвоение уйдет по-разному. Важен очень временной фактор, сколько вы с детьми будете заниматься. Если только на занятии – одна история, если найдете время (хоть 5 минут, но ежедневно, совсем другая. Я, честно, вот так не замеряла: ага, начала 3 сентября такое-то движение. Прошло столько-то времени и вот оно получилось.
Пожалуй, простое движение «шлеп» или «трям» получится сразу, еще неделя для уверенности и основательного закрепления. Движение посложней, такое как «Колобок», «Маша», «Детский сад» - 2-3 недели. «Тремоло» (от плеча) 3-4 недели. А вот «Кошка ленивая» месяц и больше, при условии систематичного упражнения. Но, даже когда движения выучены, я их не откладываю в сторону, а включаю в оркестр, и упражняюсь с детьми все время.