Елена Хамленко
Мастер-класс для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей ДОУ по теме: «Реализация образовательной области «Художественное творчество» в старшем дошкольном возрасте, с использованием социо-игровой технологии».
Автор:Хамленко Елена Николаевна, воспитатель МДОУ № 5 «Сказка».
Дата проведения:25 января 2012г.
Технология: мастер-класс.
Цель:
Обучение использованию социо - игровой технологии для реализации образовательной области «Художественное творчество».
Задачи:
1. Сформировать представление о возможностях применения социо - игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Обучить приемам социо - игровой технологии;
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал. 4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Оснащение:
цветные кружки, таблица цветов, Трафареты тарелочек, гуашь, акварель, кисти №2,4,салфетки, ,образцы хохломской росписи, запись музыки пения птиц, рус. нар. музыки, запись песни «Улыбка»
Ход
Свою презентацию мне хотелось бы начать с цитаты Льва Семёновича Выготского,который сказал: «Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Детское художественное творчество-это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне.
В соответствии с ФГТ образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основные задачи образовательной области «Художественное творчество»:
-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству.
Успешному решению задач образовательной области «Художественное творчество» может способствовать использование в построении образовательного процесса социо-игровых технологий.
Суть социо - игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило:
используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т. к. одной из, форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т. д.
2 правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.
3 правило:
обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
4 правило:
Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило–
социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 правило:
ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.
Используя «золотые» правила социо - игровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
• у детей развивается речевое взаимодействие;
• формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
• отсутствует чувство страха за ошибку.
Раскрывая содержание социо-игровой технологии, я постарались показать ее актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками.
А сейчас я покажу применение соц-игровой технологии в образовательной области «Художественное творчество» с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход занятия.
• Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.
-Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!
(звучит музыка «Улыбка)
-Замечательно. Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья
А вы со мной идти готовы? (Да)
В чудесный мир зову вас я!
-Давайте присядем на ковёр поудобнее, закроем глазки и представим как мы из городской суеты, от гула машин, множество домов и пешеходов перенеслись в волшебный, тихий уголок. Мы сошли с поезда и идём по узкой тропинке в лесу с могучими деревьями. Вы слышите, как поют птицы?. (звучит музыка)
-А теперь открыли глазки. Посмотрите, что здесь такое?
(Дети рассматривают слайды изделий хохломской росписи)
-Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж захватывает дух!
-Скажите, что вы здесь видите (ответы детей)
-Посуда, дети, не простая! Она точно-золотая! С яркими узорчиками, ягодками и листочками. Называется она, как ребята?
-Золотая Хохлома!
-Посмотрите внимательно, какие краски используют мастера для хохломской росписи? (золотой, жёлтый, красный, чёрный, зелёный)
-А из каких элементов состоит хохломской узор? (ягодки, листья, завитки)
-Вот мы и увидели красоту хохломских мастеров. Как вы думаете. Что сегодня мы с вами будем делать? (рисовать).А что именно рисовать? (хохлому). Сегодня вы почувствуете себя настоящими умельцами-мастерами хохломской росписи.
-Но сначала, обратите внимание, у меня для вас есть разноцветные кружки (красный, синий, жёлтый и т. д.) Подойдите и возьмите любой понравившийся. А теперь давайте поделимся на пары, для этого вам нужно объединиться так, чтобы при слиянии двух цветов, у вас получился третий цвет. Давайте посмотрим на таблицу цветов и вспомним, как мы смешиваем краски.
(Рассматривается таблица цветов)
-А теперь образуем пары. У нас получились замечательные пары!
Каждая пара, которая у нас получилась должна постараться нарисовать одинаковый узор. А кто знает, что нужно для этого сделать, чтобы у вас получился одинаковый узор (Нужно договориться!
--Прежде, чем вы начнёте рисовать, каждая пара должна выбрать себе удобное место для работы. (дети садятся)
- А теперь подумайте и решите, какие материалы для работы вам необходимы и пусть кто-нибудь из пары подойдёт и возьмёт всё необходимое.
(обратить внимание на то, что можно свободно перемещаться, брать необходимые материалы, образцы росписи, но не мешать остальным).
Дети в парах обговаривают узор и приступают к работе. Во время работы детей звучит рус. нар. музыка.
-А теперь, каждая пара покажет нам свою работу. А мы посмотрим, получились ли у них одинаковые узоры.
(каждая пара выходит и показывает свою работу) Посмотрите, сколько красивых изделий у нас получилось, давайте полюбуемся (дети рассматривают работы, обсуждают)
-Понравилось ли вам рисовать в парах?
-Получились ли у вас одинаковые узоры? Почему?
(делается вывод: потому, что пары смогли договориться между собой)
-Молодцы, вы сегодня замечательно поработали и мне хотелось бы, чтобы вы сейчас выбрали ту картинку с эмоцией, которая соответствует вашему настроению.
(дети выбирают карточки с эмоциями)
-Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.
/
-Спасибо всем за участие.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы социо – игровой технологии (деление на малые группы, смена мизансцен, смена лидерства и др.) на примере росписи изделия хохломским узором детьми старшего дошкольного возраста.
Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом, помочь детям научиться эффективно общаться; помогать друг другу
Социо-игровой технологии направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
Плюсы социо-игрового стиля:
- Педагог является равноправным партнером;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
.
По завершению мастер-класса участники получают буклеты-памятки с «золотыми»
правилами социо – игровой технологии.