МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Русские народные игры»

Салахова Гузель
Мастер-класс для воспитателей «Русские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог приглашает участников мастер-класса :

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званные и желанные.

Красивые молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге -

Хозяйке радость!

Для Вас и место готово.

Красному гостю – красное место.

Мы с вами живем в удивительное время. Происходит много разных открытий, люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют и через игры познают мир, усваивают нравственные ценности и перенимают навыки и умения старшего поколения.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Русские народные игры“» размещена в разделах

Недаром говорят, если вы хотите узнать душу ребенка, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. Поэтому, сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительный мир народных игр.

Цель мастер-класса : передача опыта проведения народных игр участникам мастер-класса.

Задачи: распространение педагогического опыта работы по пропаганде народных игр;

- повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса;

- творческое общение участников творческих коллективов.

Уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён русским народным играм.

В своей работе при проведении игр мы учитываем возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид

Сейчас каждый из вас вытяните считалочку и прочитайте ее выразительно.

Предлагаю считалочки:

1. Белки зайцев угощали

И морковку подавали.

Все орешки сами съели

А тебе водить велели!

2. Аист - аист, аист - птица,

Что тебе ночами снится?

Мне - болотные опушки,

- А еще?

- Еще лягушки!

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

3. Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три -

Начинаешь водить ты!

4. Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: "Как же быть?"

Выходи, тебе водить!

5. Катится яблочко

С крутой горы.

Кто поднимет - тот уйди!

6. Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване сидел слон,

Кто не верит - выйди вон!

7. Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять

Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет

Тот и прятаться пойдет.

8. Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон пойдет!

9. Таря - Маря

В лес ходила,

Шишки ела - нам велела.

А мы шишки

Не едим

Таре - Маре отдадим!

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым

обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Я хочу предложить поиграть в игры, в которые можно поиграть и на улице, и в групповых комнатах.

Хороводная игра «Дударь»

Дети становятся в круг, выбирают ведущего - Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:

"Дударь, Дударь, Дударище,

Старый-старый, старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую".

Пропев песню, спрашивают:

"Дударь, Дударь, что болит? "

Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)

Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит?», Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.

«Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

Игра «Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся напротив друг друга. Между ними садится «пирог» (в шапочке пирога)

Перед игрой: потешка: Хлебом солью всех встречаем

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Поговорим о том о сем.

Затем все дружно начинают расхваливать пирог.

-Экий он высоконький, да экий он мякошенький, экий он широконький, режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к пирогу. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На его место садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Игра «Заря»

Игроки образуют круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит:

- Заря – зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ленты голубые, кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу и стараются занять свободное место. Кто останется без места становится зарёй.

Игра «Золотые ворота» 1 вариант.

Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота,

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз,

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца»? Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет, та команда и выиграла.

2 вариант. Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся за руки и образуют цепочку. Все дети говорят:

- Ай, люли, ай, люли наши руки мы сплели,

Мы их подняли повыше, получилась красота!

Получились не простые, золотые ворота!

Игроки – ворота поют, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Дети – ворота поют:

- Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается, второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются (ворота захлопываются) Те, кто оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Ворота побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Нитка – иголка»

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. (вед. – иголка, дети – ниточка)

Ведущий, напевая песню, ведёт детей в разных направлениях (змейкой, по диагонали, соблюдая углы)

- А я улком шла, переулком шла, клубок ниточек нашла, нитка тянется, перетянется. Клубок катится, перекатится, нитка далее, далее, далее, клубок боле, боле, боле! Песня повторяется столько раз, сколько захочет педагог. В конце ведущий начинает идти по кругу, завивая клубок из «ниточки», чтобы он был плотным. Затем дети поднимают руки вед. начинает развивать клубочек, образуя снова круг, иголочка соединяется с ниточкой. Все произносят слова, раскачивая руками: «Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась!» (разъединяют руки)

Большой мяч.

Для игры нужен большой мяч.

Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий с мячом становится

в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто

пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом.

Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить

мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину

встает пропустивший мяч. Игра повторяется.

Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а

перекатывают его только ногами.

Ручейки и озера.

Дети стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в

разных частях зала —это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал

«Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера.

Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры : бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.

Строиться в круг можно только по сигналу.

И в завершении мастер-класса я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Народные игры»

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре? (водящий)

- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

Мастер – класс завершаем и предлагаем вам словесную игру «Доскажи словечко».

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Народные игры показали.

Новых много мы…. (узнали).

Разные народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них….(играть).

На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить наше практическое занятие, на котором мы отдохнули и набрались сил для дальнейшей работы.

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация для воспитателей «Народные подвижные игры на прогулке» Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Лэпбук «Русские народные инструменты»Лэпбук «Русские народные инструменты» Хочу предложить вашему вниманию лэпбук "Русские народные инструменты" Цель моей работы: Закрепить знания детей по теме "Русские народные.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Вечер народных игр «Русские народные подвижные игры» в средней группе с участием родителей на улицеВечер народных игр «Русские народные подвижные игры» в средней группе с участием родителей на улице Цели и задачи: Упражнять в ходьбе, беге по кругу, взявшись за руки; Развивать координацию движений рук и ног с дыханием; Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Русские народные игры»
Опубликовано: 13 ноября 2020 в 06:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Русские народные игры»» (включая файлы) размещена пользователем Салахова Гузель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД