галина степаниченко
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного посредством использования развивающих игр.
Задачи.
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей через игровую деятельность.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие речи дошкольников посредством развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Оборудование: д/и «Весёлый повар», д/и «Дружная семейка», «Камешки марблс», мяч, игра пазл «Противоположности»
Ход мастер – класса :
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня на моем мастер-классе.
На сегодняшний день проблема развития речи детей дошкольного возраста очень актуальна. В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Речевое развитие дошкольника было и остается главной задачей в деятельности педагога ДОО, так как оно неразрывно связано с формирование мышления дошкольника, с приобретением знаний, развитием всех психических функций, с самовыражением, познанием других людей.
Речь также является средством общения. Для того, чтобы ребенок успешно обучался в школе, усвоил школьную программу, у него должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли. Ребенок должен уметь строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. В активной и познавательной деятельности, формируются личностные качества ребенка.
Сегодня я хочу познакомить вас с развивающими играми, которые можно использовать в работе с дошкольниками для развития речи.
Прошу фокус группу подойти ко мне.
- И начнем мы с метода совместных рассказываний, где используются такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Попробуем?
Практическая часть:
- Пошел первый…. (воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов)
- Утром дети …
- Девочка Маша играет… .
- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
«Весёлый повар»
Цель: учить детей образовывать прилагательное от существительного. Закреплять в игровой форме навыки образования и употребления в речи относительных прилагательных.
Ход игры.
На столе картина с изображением повара. Дети получают картинки с изображением овощей и фруктов.
Детям предлагается “приготовить” и назвать то или иное блюдо, используя предметные картинки. В процессе игры дети «варят» компот, варенье, пекут пирог.
Главным условием игры является то, что ребенок должен прокомментировать: если это компот из яблок – яблочный компот, пирог из вишни – вишнёвый пирог, и т д. Параллельно с образованием относительных прилагательных дети учатся правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже и закрепляется номинативный словарь по лексическим темам: «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты».
«Дружная семейка»
Цель: пополнение словарного запаса по теме животные; развитие мелкой моторики рук, речи.
Ребёнку предлагаются крупные пазлы с изображениями диких и домашних животных. Нужно собрать правильно пазл и назвать семью животных, мама, папа, детеныш. Например, кот-кошка-котёнок, бык-корова-теленок и т. д.
Игра «Почемучки». (игра с мячом)
Участники мастер-класса становятся в круг.
- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».
- И так, начнем.
Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему засыхают цветы?
• Почему весной тает снег?
• Почему летом не носят шубы?
• Почему люди берут зонты?
• Почему пришел врач?
• Почему деревья мокрые?
• Почему мяч катится?
• Почему ребята не едят яблоки?
Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя
«Камешки марблс»
Цель: развитие общей и мелкой моторики рук. Соотношение цвета камешка с цветом на картинке. Называть правильно картинку. Называть первый звук в слове.
Ход игры:
Перед ребёнком выкладываются разные картинки, на которые нужно выложить камешки марблс по цвету. Ребёнок должен назвать, что у него получилось и назвать первый звук в этом слове.
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками:
- Но прежде, чем начать игру, я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей).
- Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
- Сегодня я попытаюсь показать вам, как это работает и надеюсь, что вам понравится выполнять незатейливые упражнения, а затем и привнести их в свою работу.
- Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
«Если пальчики грустят»
- Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
(трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем.
(гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(каждый палец зажимаем в кулачке)
Игра «Противоположности»
Цель: Развивать внимание, память. Учить детей подбирать слова противоположные по смыслу - антонимы.
Ход игры:
Ребёнку предлагаются карточки с картинками, нужно найти пары противоположных по смыслу картинок и правильно назвать, согласовывая существительное с прилагательным.
Подведение итогов. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе по развитию речи дошкольников развивающие игры. Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового.
Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО.
Благодарю за работу
Подготовила:
Степаниченко Галина Геннадьевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №14 г. Шебекино»