Дмитриева Ирина
Мастер-класс для воспитателей по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей по сенсорному развитию.
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может - войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. (Б. Прейер)
Цель:
- Показать важность работы по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Задачи:
- Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Показать участникам мастер – класса возможные варианты игр, направленных на знакомство дошкольников с цветом, формой, задействовать не только тактильную чувствительность, но слуховой и зрительный анализаторы (цветовосприятие).
- Представить опыт проведения занятий по сенсорному развитию.
- Расширить знания педагогов о значении дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Вызвать у участников мастер-класса интерес к изготовлению дидактических игр из подручных материалов.
- Развивать творческую активность педагогов.
Целевая аудитория: воспитатели ДОО.
Оборудование:
- набор коробочек от киндер-сюрпризов (понадобится 4 коробочки пустых, 4 – с крупой); - салфетка, нарезанная на фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал); - гуашь 4-х цветов в крышечках; - набор коробочек с крупами для сравнения звука; - разноцветные флажки.
Место проведения: аудитория.
Участники: Педагоги.
Форма проведения: мастер – класс
Ход мероприятия:
1 часть (теоретическая) - Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на мой мастер-класс.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». (А. С. Макаренко)
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду, и в которые советуем играть дома.
Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
- Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М. А. Васильевой?
В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:
- С основными цветами спектра.
- С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т. д.).
- С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).
- С представлением количества (много-мало).
- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?
Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны :
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
2 часть (практическая) :
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс с игрой, требующей минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей.
Маленькие дети – искатели приключений, стремящиеся познать мир. Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
1. Приветствие педагогов.
Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Педагоги выходят в центр зала.
Ведущий: Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.
(Звучит сказочная мелодия. Ведущий надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку)
В. : Вот я палочкой взмахну — (действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!
Всем педагогам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Давайте поиграем.
Мимо рынка шла матрешка
И купила погремушки
Поиграла, погремела,
Положила, убежала.
А вернулась – нет игрушки.
Потерялись погремушки!
• Ребята, давайте сделаем для матрешки новые погремушки!
А сначала вспомним, как называются наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик — самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
В. : Название наших пальчиков нам очень поможет в изготовлении погремушек
Фасоль.
1. этап: В коробочку собираем фасолинки – 3 шт правой ручкой, 3 шт левой ручкой. Закрываем, слушаем, как гремит наша погремушка.
2. этап: Помечаем коробочку краской – макаем указательный палец правой руки в красную краску и делаем отпечаток на одной стороне коробочки. Левой – на другой стороне коробочки. Промакиваем палец круглой салфеткой.
Гречка.
1. этап: В коробочку собираем всю гречку – 3 шт правой ручкой, 3 шт левой ручкой, и т. д. Закрываем, слушаем, как гремит наша погремушка.
2. этап: Помечаем коробочку краской – макаем указательный палец правой руки в зеленую краску и делаем отпечаток на одной стороне коробочки. Левой – на другой стороне коробочки. Промакиваем палец треугольной салфеткой.
В. : Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше. (Руки подняты вверх, движения по текст).
А теперь продолжим помогать матрешке
Макароны – звездочки.
1. этап: В коробочку собираем макароны-звездочки – 3 шт правой ручкой, 3 шт левой ручкой. Закрываем, слушаем, как гремит наша погремушка.
2. этап: Помечаем коробочку краской – макаем указательный палец правой руки в синюю краску и делаем отпечаток на одной стороне коробочки. Левой – на другой стороне коробочки. Промакиваем палец квадратной салфеткой.
Горох
1. этап: В коробочку собираем горошины – 3 шт правой ручкой, 3 шт левой ручкой. Закрываем, слушаем, как гремит наша погремушка.
2. этап: Помечаем коробочку краской – макаем указательный палец правой руки в желтую краску и делаем отпечаток на одной стороне коробочки. Левой – на другой стороне коробочки. Промакиваем палец овальной салфеткой.
3. этап: из непомеченных коробочек на слух выбрать пару для красной, зеленой, синей и желтой коробочек. Смотрим на салфетки и вспоминаем, какую крупу мы помечали красным цветом, какую зеленым, а какую синим.
Молодцы, хорошо поиграли! А теперь отдохнем.
Развивающая игра «Разноцветные флажки».
Задание: Я предлагаю вам поиграть в игру «Разноцветные флажки». Когда я буду поднимать красный флажок, вы должны подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки. Условия понятны?
Цель: Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета. К тому же, она проста в организации и не требует длительного времени на изготовление флажков.
Вывод: Такие игры могут стать отличным и увлекательным занятием в утренние и вечерние часы, а могут стать частью НОД или игрой на детском празднике
Ведущий: Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться!
Ведущий: Спасибо нашим участникам.
Рефлексия.
Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс?
Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала.
Желаю вам творческих успехов в работе!
Спасибо за внимание!