Юлия Дерябина
Мастер-класс для воспитателей по ниткографии «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Несколько слов о «Ниткографии»
Понятие «Ниткография» имеет два смысловых корня: «пластика» (греч. : ваяние) - это выразительность форм в графических и живописных изображениях, а «нитка» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел.
Принцип данной техники заключатся в создании картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов, сделанных из ниток, на горизонтальной поверхности.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей по ниткографии „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Ниткография может быть доступна с трёхлетнего возраста. Если ребёнок ещё мал, и он не сможет нарезать самостоятельно нитки или намазать клей чётко по контурному изображению, это может сделать взрослый. Это будет совместная работа, когда малыш выполнит те этапы работы, которые ему доступны. Например, ребёнок распускает трикотажный лоскут на нити, а взрослый режет их ножницами на мелкие «кудряшки». Из каждого маленького кусочка ниток, которые ребёнок сформировал, можно сделать лепешку и выкладывать картину, как мозаику. Так могут получиться бусы, салют, цветы мимозы и др.
Ребёнок постарше может скатать мелко нарезанные нитки колбаской, шариком, а взрослый наносит клей внутри контурного изображения. Ребёнок выкладывает эти заготовки близко друг к другу внутри контура и прижимает салфеткой. Таким образом, можно получить более сложные изображения.
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.
Самое главное – подбирать доступные для малыша задания, тогда процесс доставит удовольствие и ребёнку, и взрослому.
Интересные факты и немного истории
Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи, называемые nierika. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно повериям, дощечки с такими картинами являются проводниками в мир духов.
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.
Работа с детьми
Задачи:
о/о «Художественно – эстетическое развитие»:
• Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, глазомера, внимания;
• создавать условия для развития интереса к изобразительному творчеству, окружающему миру.
о/о «Социально – коммуникативное развитие»:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• способствовать развитию речи, памяти, мышления,
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений;
• подготавливать руку ребенка к письму.
Ниткографию сочетают с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа можно дать ребенку задание изобразить его героев. В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, можно переходить к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику детей, но, в сочетании с живым рассказом, научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных "рисунков". В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания - зрительным и двигательным.
Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только его устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных ещё в дошкольном детстве.
Структура непосредственно образовательной деятельности.
Работы, выполненные в нетрадиционной технике, могут быть применены для оформления интерьера. Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включать в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, стоя слушая рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова (например, отрывка из сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик», создание игровой ситуации.
В основной части дети усаживаются за столы, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает прием работы с нитками. Далее дети выполняют практическое задание. При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физкультминутку или пальчиковую гимнастику.
В заключительной части дети встают, переходят на ковер или подходят к доске. Воспитатель подводит итог деятельности детей, хвалит их за труд, отмечает красоту созданной композиции, предлагает подарить изготовленные работы своим близким.
Мастер – класс «Цветик – Семицветик»
Цель мастер-класса: Знакомство с нетрадиционной техникой – «Ниткография».
Оборудование:
бархатный картон, ножницы, клей, трафарет «Цветика-Семицветика», шерстяные нитки разных цветов (в соответствии со спектром радуги, салфетки.
Предварительная работа:
1. Подготовка основы для выполнения работы (выполнение рамки в мозаичной технике, перевод трафарета «Цветика-Семицветика» на бархатный картон (с лицевой стороны);
2. Нарезание шерстяных ниток небольшими кусочками;
Этапы выполнения работы:
1. Намазать клеем первый лепесток цветка, и наложить нитки красного цвета, прижать салфеткой, аналогично выполнить действия с остальными лепестками «Цветика-Семицветика», расположив их в соответствии со спектром радуги.
2. Выполнить серединку цветка: намазать клеем, наложить нитки, прижать салфеткой.
3. Выполнить стебель и листочки цветка: намазать клеем стебель и листочки, наложить нитки зеленого цвета, также прижать салфеткой.
4. Стряхнуть с цветка лишние нитки, которые не приклеились. «Цветик – Семицветик» готов.
Рекомендуемая литература:
Новиковская О. А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). Санкт – Петербург, издательство паритет, 2008.