Таисия Симонова
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №2 «Сказка»
Мастер-класс для воспитателей
Тема: «Изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель Симонова Т. В.
2019 год.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей на тему: „Изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Мастер-класс для воспитателей : «Изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста»
Цель: ознакомление с процессом изготовления дидактических игр, развитие творческих способностей, воображения. Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.
План проведения мастер-класса :
1. Часть
Приветствие.
Теоретическая часть
2. Часть.
Подготовка материалов к практической работе.
Показ слайдов презентации.
Практическое выполнение.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Теоретическая часть.
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Главными задачами сенсорного воспитания являются :
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну.
• Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей
2. Научить ребёнка обследовать.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяют эталоны:
• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)
• Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)
• Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный)
• Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
• Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
• Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:
• Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
• Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т. д.
• Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.
Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в ООД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.
Игра – естественный способ развития ребенка.
Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Практическая часть.
Сегодня я Вам покажу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.
1. Дидактическая игра «Волшебные прищепочки»
Цель: учить развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствовать развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Описание игры:
Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, чтобы игра была интересной для ребёнка, можно предложить им прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т. д.)
Материалы:
Цветной картон, шаблоны различных предметов (солнышко, ежик, репка, сороконожка, фломастеры, ножницы, прищепки.
2. Дидактическая игра
«Посади Божью коровку на свой цветок»
Цель игры -Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение соотносить предмет, его цвет. Развивать слуховое внимание.
Описание: Шаблоны цветов и Божьих коровок четырех цветов основного спектра (красный, желтый. зеленый, синий).Необходимо подобрать каждой Божьей коровке цветок соответствующего цвета.
Материалы:
Цветной картон, шаблоны цветов и Божьих коровок, ножницы, фломастеры.
3. Дидактическая игра «Лучики для солнышка»
Цель игры: закреплять и развивать зрительно-моторную координацию. Учить различать предметы по длине, называть их. Развивать концентрацию внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения.
Описание: Необходимо подобрать лучики определенной длины.
Либо только короткие, либо только длинные.
Материалы:
Картон желтого цвета, Полоски шириной 1,5 – 2 см. и длиной 10см. и 20 см. Ножницы.
4. Дидактическая игра
«Подбери к платью матрешки нужный лоскуток»
Цель игры: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук Учить детей запоминать геометрические фигуры, упражнять в их назывании. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, цвет). Обучать группировке предметов по цвету, соотнесение предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать речь, умение делать простые выводы.
Описание игры.
На платье матрешки нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались.
Необходимо подобрать недостающие лоскутки платьев у матрешек. Лоскуток должен совпадать не только по форме, но и по цвету.
Материалы:
Цветной картон, Белый картон, ножницы, фломастеры.
Заключительный этап
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. - Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!