Наталья Заварзина
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Использование игр В. В. Воскобовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : познакомить воспитателей с методикой игр В. В. Воскобовича «Шнур малыш», «Шнур-затейник», «Яблонька», «Ромашка», «Парусник».
Задачи:
1. познакомить педагогов с содержанием методики игр;
2. создать методические условия для внедрения развивающих игр в практику работу педагогов.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Использование игр В, В, Воскобовича“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Материал: развивающие игры «Шнур-затейник», «Яблонька», «Ромашка», «Парусник», «Шнур-малыш», «Снеговик» альбомы фигурок (схемы).
Раздаточный материал: развивающие игры «Шнур малыш», «Шнур-затейник», «Яблонька», «Ромашка», «Парусник», «Снеговик» альбомы фигурок (схемы)
Ход МАСТЕР-КЛАССА.
1. Вводная часть.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам познакомиться с методикой развивающих игр В. В. Воскобовича.
Содержание методики «Сказки Фиолетового Леса» реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослых в сюжетных линиях сказок Фиолетового Леса.
Сюжет - это приключения персонажей в Фиолетовом Лесу, во время которых происходят различные превращения и чудеса, случаются фантастические явления. Например, друзья собираются пить чай с пирогами, которых нет в реальном мире, и которые приходится придумывать и составлять из частей головоломок.
Игровые действия - это складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю, конструирование по образцу и замыслу, шнурование, составление из частей.
Игровые роли выполняют персонажи: Гусь-капитан, Пчелка Жужа, Магнолик и др. Взрослый или ребенок действуют от лица персонажа и помогают ему в решении проблемных ситуаций и логических задач, отвечают на различные вопросы.
2. Теоретическая часть.
Развивающие игры «Шнур-затейник», «Яблонька», «Ромашка», «Парусник», «Шнур-малыш», «Снеговик» - это увлекательное занятие и эффективное средство развития детей от 1.5-8 лет. С помощью «Шнура затейника» вы сможете проводить своеобразные «графические диктанты». В играх со шнуровкой у ребенка развиваются психические процессы - внимания, мышление, памяти, воображения и мелкая моторика рук. С помощью шнура на игровом поле легко «вышиваются» буквы и несложные слова. Разноцветными шнурами можно «написать» цифру и легко превратить ее в другую, складывать и вычитать, решать примеры.
Нелегко продевать тонкий шнур через маленькие дырочки. Да при этом еще не сбиваться со счета, не путать команды «Влево» и «вправо»- иначе испортишь красивый узор. Но, если это не задания умного взрослого, а секреты фокусника «Филимона Коттерфильда», тогда совсем другое дело! Тогда это чудесная игра-полезное занятие для рук и для ума.
Прочитайте ребенку сказочную историю «Филимон Коттерфильд, знаменитый факир» и рассмотрите игру. Покажите основные приемы работы со шнуром.
3. Практическая часть.
«Шнур малыш» и «Шнур-затейник» состоит из «игрового поля», «кнопок» и одного или нескольких цветных шнуров. На поле «кнопки» расположены в три горизонтальных ряда: верхний, средний и нижний. На конце шнура завязываем узел и продеваем в «кнопку» так, чтобы узел остался с обратной стороны (выныриваем) игрового поля. Шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки» или продеваться сквозь нее «нырять» и «выныривать» (Показ).
Схемы к «Шнур-Малыш» - это варианты дорожек, узоров и изображений для детей младшего возраста от 1,5 до 4 лет. Сначала ребенок «вышивает» точно такие же (рис. 1-6, потом «достраивает» непрерывные дорожки (рис. 7-12, прокладывает» стежки-дорожки» (рис. 13-24) (Показ).
Дети старшего возраста с 4 до 8 лет могут плести узоры из двух (рис. 25-36, трех шнуров используя «Шнур-затейник». Затем «вышивает» слова» меняя в них по одной букве (рис. 37-48, например, СОН-СОК, КОТ-КИТ. Цифры, буквы, слова можно «написать» по образцу (по схемам в инструкции, по другим картинкам, рисункам) или по собственному замыслу.
«Графический диктант» - это игровое задание, которое дети выполняют под диктовку взрослого: «Один шаг вправо, один шаг вниз» и т. д. Ребенок последовательно «рисует» шнуром узор на игровом поле. Дорожки для «графического диктанта» можно подобрать в инструкции или придумать самим.
Например: давайте выполним «графический диктант» :
-Выныриваем из левого нижнего угла
-Два шага вверх, огибаем
-три шага вправо, огибаем
-один шаг вниз, огибаем
-три шага влево, ныряем.
Что, получилось? (флажок).
Серия «Шнур-затейник», «Ромашка», «Яблонька», «Снеговик», «Парусник» подходят детям старшего возраста 5-8 лет. У ребенка развиваются психические процессы - внимания, мышление, памяти, воображения и мелкая моторика рук. Это игры шнуровки с буквами на которых можно «писать» с помощью шнурка. Дети младшего возраста: просто продевают шнур сквозь отверстия; закручивают его вокруг кнопки; знакомятся с буквами, запоминают их. Более взрослые дети 5-8 лет: читают придуманные и «написанные» взрослым слова; придумывают с помощью взрослого слова и «пишут» их; самостоятельно «пишут» смешные слова, слова-небывалки, слова по теме (животные, имена);
Что развивает: мелкую моторику рук, интеллект. Подготавливает к чтению и письму. Покажу на примере игры-шнуровки «Ромашка».
«Игровое поле» в виде цветка со словом РОМАШКА, «кнопки», шнурок. Звездочка-кнопка в середине игрового поля является «символом» (заменителем) любой буквы. Узелок на конце шнурка обозначает начало слова. Например:
-Выныриваем на букве М
-шаг к «Звездочке, огибаем
-шаг к букве Ш, огибаем
-шаг к букве К, огибаем
-шаг к букве А, ныряем. Варианты прочтения? (МИШКА, МОШКА, МЫШКА).
Для того, чтобы закрепить ваши знания о технологии игр со шнуровками, предлагаю Вам составить фрагмент занятия с использованием этих игр.
Для этого нам нужно разделиться на три группы.
Задание для первой группы – игра «Шнур-затейник» во второй младшей группе,
для второй группы – игра «Парусник» в средней группе;
для третьей группы – игра «Ромашка» или «Яблонька» в старшей группе.
Защита заданий.
4. Рефлексия.
Для подведения итогов мастер-класса мы воспользуемся упражнением «Плюс-минус-интересно».
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на мастер-классе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению участника, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на мастер-классе, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению участника, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно» участники вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мастер-классе и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к руководителю мастер-класса.