Приложение МААМ

Семинар для воспитателей «Знакомство с музыкальным фольклором»

Лариса Белохвостикова
Семинар для воспитателей «Знакомство с музыкальным фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:Пробудить интерес педагогов к русской народной культуре через знакомство с музыкальным фольклором.

Задачи:

- заинтересовать каждого педагога темой проекта;

- вызвать интерес к проектной деятельности и желание

развивать свой творческий интерес;

- обучить изготовлению детского шумового инструмента -

погремушка, принять участие в музыкальной викторине

«Песня – русская душа».

-развитие творческой активности педагогического

коллектива.

Темочки:

План:

- Теоретическая часть.

- Практическая часть.

(1 слайд)

Теоретическая часть.

Проект: «Воспитание патриотизма дошкольников

средствами музыкального фольклора»-

длядетей старшего дошкольного возраста.

Девиз: Русские пляски, русские песни,

Русские сказки, что всех интересней.

Россия – громада, Россия – красавица,

А мы – россияне, и нам это нравится.

срок реализации– 2014- 2015 учебныйгод.

Вид проекта: Русский народный фольклор,

по количеству участников: коллективный;

по контингенту участников: дети пяти-семи лет;

по характеру деятельности: информационный, исследовательско – творческий;

по продолжительности: долгосрочный.

(2 слайд)

Цель проекта: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Задачи:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

(3 слайд)

Актуальность проекта: Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. В связи с этим хочу отметить важность как можно более раннего включения музыкального фольклора в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже в дошкольном возрасте. Ведь у детей еще не сформировалась своя шкала ценностей. Особенно сейчас, когда многое в нашей истории меняется и пересматривается, важно показать, что искусство, в том числе и народное творчество, незыблемо и вечно.

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…»

В. Шафнер.

Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

К большому сожалению, к сегодняшнему дню, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, во что играли, как отдыхали и как работали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы сами на них не всегда можем дать ответ? Я считаю, мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Как говорится без прошлого нет будущего.

Я поставила перед собой задачу научить детей любить и ценить русское народное творчество.

?

Осуществляли поставленную перед собой задачу как образовательную деятельность в режимных моментах. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Используя разученные с детьми песни, игры, пляски, мы организовали театрализованную деятельность при постановке сказок и мини –сценок. Дополнительно развивая творческие способности детей,обогащая связную речь, расширяя словарь, совершенствуя навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.

Считаю необходимым вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность. Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы.

(4 слайд)

Тема проекта выбрана не случайно, она мне близка. На

протяжении многих лет я стараюсь знакомить детей с

музыкальным фольклором с позиций :

1) освоения культурных традиций в процессе подготовки и проведения народных праздников;

2) построения тематических бесед на основе исторического прошлого в традиционной культуре России;

3) раскрытия содержания музыкального репертуара, разучиваемого со старшими дошкольниками, включающего в себя знания о народных героях, национально – культурных традициях, событиях исторического прошлого.

(5 слайд)

На протяжении всего прошлого года в нашем детском саду осуществлялась работа по реализации проектов по патриотическому воспитанию дошкольников.

В 2013-2014 учебном году врайонном конкурсе по патриотическому воспитанию наш сад занял 2 место, а в

2014-2015 учебном году в том же конкурсе - 1 место.

(6 слайд)

Методы работы с детьми:

-чтение художественной литературы;

-слушание музыки;

-разучивание фольклорного репертуара;

-игры - драматизации.

(7 слайд)

Предварительный этап

Для решения поставленной цели на данном этапе шел подбор музыкального материала, иллюстраций народныхпраздников, народного костюма, проводились выставки предметов декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, на первом этапе я старалась сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей, фольклором своего народа, развить эмоциональную отзывчивость.

(8 слайд)

Основной этап

Второй этап состоял из цикла занятий (НОД по ХПД, и в процессе совместной деятельности музыкального руководителя с детьми в режимные моменты, в ходе которых дети знакомились с новыми народными, песнями потешками, прибаутками, играми, хороводами и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа.

(9 слайд)

Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогать в этом будет мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – песни, игры.

На протяжении всего путешествия по новому неизведанному миру прекрасного, дети узнали историю возникновения русских обычаев, обрядов. Начатая нами

работа как посеянное зернышко проросло и дало свои всходы.

Главная задача, стоящая перед нами зажечь искорку, которая со временем превратилась в настоящий пожар любви и гордости за свою Родину, свой народ-- выполнена. Во время реализации проекта, благодаря построенной системе работы у детей усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности.

(10 слайд)

Заключительный этап – творческий

В ходе реализации проекта с детьми были проведены развлечения «Лучшая частушечница страны»,

«Осенняя ярмарка», музыкальная викторина «Песня – русская душа».

(11слайд)

Практическая часть.

Я вас познакомила с теоретической частью проекта, а сейчас предлагаю, кому интересно, принять участие в практической части.

Предлагаю вам стать участниками викторины «Песня – русская душа». Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете русскую песню. Перво-наперво отгадайте мои загадки. Ответы принимается в исполнении нескольких строк или слов. Участники готовы?

1. Песня о широко распространённой в России

лесообразующей породе деревьевс бумажистой корой

и тонкими, поникшими ветвями.

(Во поле береза стояла)

2. Песня о национальной русской зимней обуви,свалянной

из овечьей шерсти.

(Валенки)

3. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной

окраски, отличающихся веселым характером.

(Два веселых гуся)

4. Песня, в которой упоминается крупныйгород России

на левом возвышенном берегу реки Волга

(Ах, Самара-городок)

5. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням

разные товары, необходимые в крестьянском быту.

(Коробейники)

6. Шуточная песня про то, как «ставила хозяйка тесто и

ждала гостей. А за тестом нужен глаз да глаз. Не

усмотришь – убежит.

(Квашня)

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за Ваш интерес к нашему проекту, за активное участие в викторине.

- Скажите, было ли Вам интересно?

- Что нового Вы узнали?

- Хотели бы Вы применить полученные знания?

«Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящим»

В. Высоцкого

?Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игрушки из помпонов. Мастер класс для воспитателейИгрушки из помпонов. Мастер класс для воспитателей Мне нужно было подготовить какой-нибудь мастер-класс для педагогов и воспитателей. Недолго думая, решила сделать игрушки из помпонов.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Торнадо в банке»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Торнадо в банке» В процессе реализации проекта "В поисках сокровищ капитана Крюка" дети "путешествовали" вокруг света. В ходе путешествия они знакомились.

Мастер-класс для воспитателей «Фитнесбол для дошколят»Мастер-класс для воспитателей «Фитнесбол для дошколят» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 г. Белинский Мастер-класс «Фитнесбол для дошколят».

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи:.

Мастер-класс для воспитателей. Рисование гуашью на стеклеМастер-класс для воспитателей. Рисование гуашью на стекле Мастер – класс Рисование гуашью на стекле по контуру. Пошаговая инструкция: Автор: Ратченко Наталья Георгиевна, воспитатель МОБУ СОШ.

Мастер-класс для воспитателей «Учимся взаимодействовать с родителями» Мастер-класс «Учимся взаимодействовать с родителями» Проводится с педагогами дошкольного образовательного учреждения. Цель: Развитие коммуникативной.

Мастер-класс для воспитателей «Зимующие птицы» Цель: 1. Закрепление представлений о зимующих птицах. 2. Закрепление употребления предлогов ЗА, НА. 3. Составление предложений с использованием.

Мастер-класс по ПДД для воспитателей «На перекрестке» Цель: способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов. Задачи: 1. закреплять знания педагогов по ПДД в игровой форме. 2. способствовать.

Мастер-класс для воспитателей «Ребенок и книга» Цель: использование эффективных форм передачи знаний и умений, обмен опытом при активной роли всех участников. Актуальность темы Как известно,.

Мастер-класс для воспитателей «Удивительные тантамарески» Управление образования администрации Сергиево –Посадского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Знакомство с музыкальным фольклором»
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 16:05
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для воспитателей «Знакомство с музыкальным фольклором»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Белохвостикова (УИ 384928) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД