Лариса Белохвостикова
Семинар для воспитателей «Знакомство с музыкальным фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Пробудить интерес педагогов к русской народной культуре через знакомство с музыкальным фольклором.
Задачи:
- заинтересовать каждого педагога темой проекта;
- вызвать интерес к проектной деятельности и желание
развивать свой творческий интерес;
- обучить изготовлению детского шумового инструмента -
погремушка, принять участие в музыкальной викторине
«Песня – русская душа».
Публикация «Семинар для воспитателей „Знакомство с музыкальным фольклором“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
-развитие творческой активности педагогического
коллектива.
План:
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
(1 слайд)
Теоретическая часть.
Проект: «Воспитание патриотизма дошкольников
средствами музыкального фольклора»-
длядетей старшего дошкольного возраста.
Девиз: Русские пляски, русские песни,
Русские сказки, что всех интересней.
Россия – громада, Россия – красавица,
А мы – россияне, и нам это нравится.
срок реализации– 2014- 2015 учебныйгод.
Вид проекта: Русский народный фольклор,
по количеству участников: коллективный;
по контингенту участников: дети пяти-семи лет;
по характеру деятельности: информационный, исследовательско – творческий;
по продолжительности: долгосрочный.
(2 слайд)
Цель проекта: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
(3 слайд)
Актуальность проекта: Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. В связи с этим хочу отметить важность как можно более раннего включения музыкального фольклора в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже в дошкольном возрасте. Ведь у детей еще не сформировалась своя шкала ценностей. Особенно сейчас, когда многое в нашей истории меняется и пересматривается, важно показать, что искусство, в том числе и народное творчество, незыблемо и вечно.
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…»
В. Шафнер.
Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
К большому сожалению, к сегодняшнему дню, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, во что играли, как отдыхали и как работали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы сами на них не всегда можем дать ответ? Я считаю, мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Как говорится без прошлого нет будущего.
Я поставила перед собой задачу научить детей любить и ценить русское народное творчество.
?
Осуществляли поставленную перед собой задачу как образовательную деятельность в режимных моментах. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Используя разученные с детьми песни, игры, пляски, мы организовали театрализованную деятельность при постановке сказок и мини –сценок. Дополнительно развивая творческие способности детей,обогащая связную речь, расширяя словарь, совершенствуя навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.
Считаю необходимым вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность. Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы.
(4 слайд)
Тема проекта выбрана не случайно, она мне близка. На
протяжении многих лет я стараюсь знакомить детей с
музыкальным фольклором с позиций :
1) освоения культурных традиций в процессе подготовки и проведения народных праздников;
2) построения тематических бесед на основе исторического прошлого в традиционной культуре России;
3) раскрытия содержания музыкального репертуара, разучиваемого со старшими дошкольниками, включающего в себя знания о народных героях, национально – культурных традициях, событиях исторического прошлого.
(5 слайд)
На протяжении всего прошлого года в нашем детском саду осуществлялась работа по реализации проектов по патриотическому воспитанию дошкольников.
В 2013-2014 учебном году врайонном конкурсе по патриотическому воспитанию наш сад занял 2 место, а в
2014-2015 учебном году в том же конкурсе - 1 место.
(6 слайд)
-чтение художественной литературы;
-слушание музыки;
-разучивание фольклорного репертуара;
-игры - драматизации.
(7 слайд)
Предварительный этап
Для решения поставленной цели на данном этапе шел подбор музыкального материала, иллюстраций народныхпраздников, народного костюма, проводились выставки предметов декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, на первом этапе я старалась сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей, фольклором своего народа, развить эмоциональную отзывчивость.
(8 слайд)
Основной этап
Второй этап состоял из цикла занятий (НОД по ХПД, и в процессе совместной деятельности музыкального руководителя с детьми в режимные моменты, в ходе которых дети знакомились с новыми народными, песнями потешками, прибаутками, играми, хороводами и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа.
(9 слайд)
Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогать в этом будет мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – песни, игры.
На протяжении всего путешествия по новому неизведанному миру прекрасного, дети узнали историю возникновения русских обычаев, обрядов. Начатая нами
работа как посеянное зернышко проросло и дало свои всходы.
Главная задача, стоящая перед нами зажечь искорку, которая со временем превратилась в настоящий пожар любви и гордости за свою Родину, свой народ-- выполнена. Во время реализации проекта, благодаря построенной системе работы у детей усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности.
(10 слайд)
Заключительный этап – творческий
В ходе реализации проекта с детьми были проведены развлечения «Лучшая частушечница страны»,
«Осенняя ярмарка», музыкальная викторина «Песня – русская душа».
(11слайд)
Практическая часть.
Я вас познакомила с теоретической частью проекта, а сейчас предлагаю, кому интересно, принять участие в практической части.
Предлагаю вам стать участниками викторины «Песня – русская душа». Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете русскую песню. Перво-наперво отгадайте мои загадки. Ответы принимается в исполнении нескольких строк или слов. Участники готовы?
1. Песня о широко распространённой в России
лесообразующей породе деревьевс бумажистой корой
и тонкими, поникшими ветвями.
(Во поле береза стояла)
2. Песня о национальной русской зимней обуви,свалянной
из овечьей шерсти.
(Валенки)
3. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной
окраски, отличающихся веселым характером.
(Два веселых гуся)
4. Песня, в которой упоминается крупныйгород России
на левом возвышенном берегу реки Волга
(Ах, Самара-городок)
5. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням
разные товары, необходимые в крестьянском быту.
(Коробейники)
6. Шуточная песня про то, как «ставила хозяйка тесто и
ждала гостей. А за тестом нужен глаз да глаз. Не
усмотришь – убежит.
(Квашня)
Уважаемые коллеги, спасибо Вам за Ваш интерес к нашему проекту, за активное участие в викторине.
- Скажите, было ли Вам интересно?
- Что нового Вы узнали?
- Хотели бы Вы применить полученные знания?
«Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящим»
В. Высоцкого
?Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.