надежда воронцова
Мастер-класс для родителей «Удивительные блоки Дьенеша»
▼ Скачать
Цель: ознакомление родителей с логическими блоками Дьенеша и их использовании в развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
2. Помочь родителям овладеть необходимыми приемами работы блоками Дьенеша которые позволят им решать вопросы развития у детей анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Удивительные блоки Дьенеша“» размещена в разделах
3. Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.
Ход мастер – класса.
Слайд 1.
Добрый день,уважаемые родители!
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Слайд 2.
Развитие логического мышления возможно посредством игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог ЗолтанДьенешдля подготовки мышления детей к усвоению математики. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь. Дьенеш показал нам, что это довольно интересная и занимательная наука.
• С логическими блоками дети выполняют много действий: меняют местами, убирают, выкладывают, ищут, делят, сравнивают.
• Пособие впервые познакомит детей с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.
• Блоки помогут обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.
В методической изданиях это пособие можно встретить под названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Логические блоки помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиям. К таким действиям относятся: выявление свойств, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».
Слайд 3.«Что такое блоки Дьенеша».
Посмотрите на наборы, которые лежат перед вами. Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме,цвету, размеру и толщине.
В набор блоков входят : 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий, 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
Практическая часть.
Я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которыми вы можете заниматься вместе с детьми дома.
Слайд 4, 5
Во время знакомства с блоками детям предлагаются подготовительные игры, например «У кого в гостях кошка?» (закономерность).
Попробуйте сами заселить дом фигуры с определенной закономерностью.
«Кодовый замок» Какая фигура лишняя?
Слайд 6
Найди лишнее.
Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя. Придумайте ряд фигур сами.
Слайд 7
Продолжи цепочку. Придумайте свою цепочку фигур, объясните закономерность.
Слайд 8, 9, 10
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Слайд 11.
Сложи фигуру по зашифрованным карточкам. Придумайте свой образец фигуры, которую мог бы сложить ребенок.
Слайд 12.
С детьми мы играем в различные игры.
Игры для детей 4 – 5 лет:
• «Найди не такую»
• «4-й лишний»
• «Найди клад»
• «Игра с одним обручем»
• «Чего не хватает»
• «Игра с двумя обручами»
• «Заселим в домики».
Слайд 13
Давайте рассмотрим некоторые варианты игр.
«Посадим красивую клумбу»
Разложите блоки на столе, соответственно карточкам-символам.
Как вы думаете, какие блоки будут на пересечении обручей?
Слайд 14, 15
Попробуем усложнить задачу и добавить ещё один обруч.
Как вы думаете, какие блоки будут на пересечении обручей?
Слайд 16
С блоками Дьенеша могут играть дети с 2 лет и до начальной школы. Усложняются только задания, вводится кодировка свойств.
В работе детей 1 младшей группы используются альбомы :«Удивляйка» 1,2,3,4,а также альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких «Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят как плоскостные изображения превращаются в объемные. В работе с детьми средней группы используются альбомы «Лепим небылицы»,» Вместе весело играть» - упражнения необходимо подбирать с учетом возможностей детей и их желаниями.
Заключение.
Уважаемые родители, методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач. Самое главное то, что блоки Дьенеша – это путь к успешному освоению детьми математических представлений. А чтобы совместные занятия с детьми приносили радость, хочу дать вам несколько советов:
• Занимайтесь вместе – это веселее, это поможет вам поделиться с ребенком своим опытом и мастерством.
• Покажите, что вам интересно заниматься, играть, творить вместе с вашим ребенком.
• Будьте внимательны к своему ребенку, обсуждайте с ним задачи, цели, прислушивайтесь к его мнению.
Приложение.