Анастасия Артеменко
Мастер-класс для родителей «Использование сюжетно — ролевых игр в домашних условиях»
▼ Скачать
[b
]Мастер – класс для родителей
Тема: «Использование сюжетно – ролевых игр в домашних условиях»[/b]
Педагог – мастер: Воспитатели Севальникова К. А., Артеменко А. А., Шевцова Е. М.
Цель: способствовать повышению педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи:
1. Приобщать родителей к многообразной деятельности с выходом на конкретный продукт;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование сюжетно — ролевых игр в домашних условиях“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
2. Обогащать предметно-развивающую среду группы;
3. Развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе продуктивной деятельности;
4. Развивать художественное воображение;
5. Вызвать желание участвовать в общих делах группы и детского сада, подавая пример своим детям;
6. Создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями; снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.
Ожидаемый результат: установлены доброжелательные отношения между родителями и воспитателем; обогатилась предметно-развивающая среда; укреплены семейные отношения; родители овладели методикой организации продуктивной деятельности детей.
Участники: воспитатели, семьи воспитанников и дети
Предполагаемое время: 30-40 мин
Методы и приемы: целеполагание, рассказ, объяснение, художественное слово, наглядное сопровождение, вопросы, уточнение, практическая деятельность, рефлексия.
Оборудование: ноутбук, проектор, канцелярские принадлежности, разнообразный бросовый материал, бумага, салфетки, губки.
Раздаточный материал: салфетки целлюлозные, декоративные наклейки, губки, фетр, ножницы, тесьма, клей, влажные салфетки, покрытия.
1). Вводная часть.
Мастер.
Здравствуйте, уважаемые родители!
1 слайд
Начать наше общение, хотелось бы со стихотворения «О чем ребенок думает часами.»
2). Теория.
2 слайд
Вашему вниманию я хочу представить мастер-класс на тему: «Использование сюжетно – ролевых игр в домашних условиях».
3 слайд
Сюжетно – ролевая игра - это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Ролевые игры являются долгосрочными (проводятся от нескольких часов до целой смены).
4 слайд
Цель проведения сюжетно-ролевых игр: в средней группе — формирование в ребёнке способности к разнообразному ролевому поведению.
5 слайд
Задачи проведения сюжетно-ролевых игр в средней группе:
• Развитие коммуникативных способностей.
• Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
• Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
• Развитие навыка диалогической речи.
6 слайд
Значение сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников:
развитие мыслительных процессов (воображение, образное мышление, память, связная речь);
развитие эмоциональной сферы;
развитие социальных и коммуникативных способностей (сопереживать, договариваться, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, разрешать конфликты).
7 слайд
Этапы развития сюжетно - ролевой игры:
I этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, беседы, отгадывание загадок и т. п.)
II этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними.
III этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
IV этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.
8 слайд
4-5 л.
В играх среднего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности для воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему.
5-6 л.
Игры детей старшего дошкольного возраста направлены формирование умения самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры, умение самостоятельно и справедливо разрешать споры.
9 слайд
Структура сюжетно – ролевой игры:
Сюжет (сфера действительности: быт семьи, труд взрослых, события в стране, др.);
Содержание (младший возраст – действия с игрушками, старший возраст – взаимоотношения взрослых);
Роль - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации;
Воображаемая ситуация
Правила
10 - 11 слайд
Советы для родителей:
1. Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении со взрослым. Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение.
2. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы – заместители.
3. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Комментированный последовательный рассказ действий мастера при выполнении работы.
Уважаемые родители! «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» сказала Д. В. Менджерицкая.
И это действительно так, ведь в игре дети познают окружающий мир, приобщаются к социальному миру взрослых, учатся взаимодействовать со сверстниками, моделируют разные жизненные ситуации, решают проблемы.
Однако в век современных технологий наши дети стали играть все меньше. Что же делать, как заинтересовать, увлечь ребенка игрой? Одним из главных условий является создание соответствующей предметно-развивающей среды, которая способствовала бы возникновению у детей сюжетной игры, развитию их игровых замыслов, возможности реализовать свой творческий потенциал. А для этого необходимы соответствующие предметы, игрушки и атрибуты.
Как же научить ребенка играть в сюжетно-ролевую игру.
Рассмотрим основные этапы подготовки к игре.
1 этап. Выбираем игру.
Предложите ребенку список игр или он сам предложит свой вариант. («Больница», «Магазин», «Дом» и т. д). Допустим, вы выбрали «Магазин». Игра в магазин не только отгоняет скуку, но и учит, развивая социальные навыки, управление финансами и знания о магазинах вообще.
Побеседуйте с ребенком о том, какие бывают магазины, какие магазины посещали вместе с ребенком, что там продают, люди каких профессий работают в магазине, что делают продавцы, кассир, покупатели и т. д.)
2. этап Создание условий для игры.
Обустройство пространства
Решите, где будет расположен ваш магазин. Его можно открыть посредине зала или использовать для этого отдельную комнату целиком. Придумайте название для магазина. Можете использовать свое имя («Машин магазин») или связать название с товарами («Торговый центр сладкоежек»). Используйте всю свою фантазию, чтобы придумать название, которое вам нравится)
Изготовление атрибутов.
Можно использовать все, что есть дома-косметика, продукты, можете взять полиэтиленовые или бумажные пакеты, чтобы упаковывать проданный товар, предметы - заместители. Соберите немного ненастоящих денег. Вы можете самостоятельно изготовить купюры, вырезая их из бумаги или картона, или же использовать банкноты из настольной игры наподобие «Монополии». В этом случае нужно обязательно положить деньги обратно в коробку, когда игра в магазин закончится.
Сделайте автомат для считывания кредитных карточек. Используйте тонкие деревянные палочки (например, от фруктового мороженого, а для экрана и кнопок подойдет толстый картон. Положите прибор на стол в магазине. Также сделайте небольшие кредитные карточки.
Выберите, чем вы будете торговать. Можете собрать в доме ручки, бумажки и другие небольшие вещи. Также можно торговать одеждой или сладостями. В магазине можно продавать пустые обертки от конфет или других сладостей, они выглядят совсем как настоящие, поскольку используется оригинальная упаковка. Если вам не нравится пустота, положите внутрь кусочек бумаги, вату, обрезок ткани или пенопласт.
Подготовьтесь к торговле. Изготовьте табличку с названием магазина и повесьте ее на видном месте. Используйте скатерть или кофейную подставку, чтобы разложить ваши товары. Приготовьте игрушечную кассу (это может быть обычный кувшин или коробка, чтобы хранить деньги.
Назначьте цену за товар. Некоторые вещи можно оценить по рублю, а отдельные драгоценности могут стоить баснословные 100 000! Сделайте небольшие ценники для каждого товара, и напишите на них цену.
Рекламируйте свой магазин. Развесьте по дому рекламные листовки или сделайте большой плакат, чтобы повесить его снаружи магазина.
3 этап Распределение ролей: кем ты будешь? Что будешь делать? Вы также можете нанимать работников, чтобы они помогали вам в торговле. Подумайте, будете ли вы платить им за это зарплату, и какая валюта будет использоваться.
Можете нанять старших и младших братьев/сестер себе в работники.
Придумайте себе и своим работникам необычные имена!
Раздайте всем членам семьи деньги. Будьте справедливы и поделите их поровну между всеми. Поощряйте желание покупать у вас и следите за тем, чтобы выдавать сдачу без ошибок.
4 этап - собственно игра.
Часто в игре могут разворачиваться новые сюжеты, появляться новые роли. Это зависит от воображения, фантазии и желания игроков.
Закройте свой магазин, когда все товары будут проданы или закончится рабочее время. Обязательно уберите после себя!
Практика
В каждой сюжетно – ролевой игре мы используем различные атрибуты. И как один из этапов предварительной работы мы с детьми изготавливаем атрибуты к различным сюжетно – ролевым играм. И вам предлагаем поучаствовать в изготовлении таких атрибутов, как: пирожное и бутерброд.
Пирожное.
Материалы: губка, декоративная наклейка, нитка, иголка, ножницы.
Выполнение работы: отмеряем декоративную тесьму по размеру губки, пришиваем тесьму к губки сверху и украшаем декоративными наклейками.
Бутерброд.
Материалы: ножницы, салфетка, фетр, вискозные салфетки, влажные салфетки.
Выполнение работы: по шаблону вырезаем хлеб, помидор, салат, лук кольца, кетчуп, майонез.
Мастер.
Подытожить я бы хотела не законченными предложениями. Я буду назвать «Незаконченное предложение», а вы продолжите его:
- Было интересно ….
- Было трудно ….
- Я приобрел ….
- У меня получилось ….
- Мне захотелось ….
Спасибо!
12 слайд
Уважаемые родители благодарю за участие!