Анна Игнатьева
Мастер-класс для родителей «Постановка звуков в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые родители. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом и рассказать о постановке звуков в домашних условиях.
Звуки речи образуются благодаря работе нашего артикуляционного аппарата. Все его компаненты вы можете видеть на слайде. Но необходимо подчеркнуть, что при постановке звуков с детьми, я обращаю их внимание на такие элементы как: губы, зубы, язык и голосовые складки. Ребёнок обязательно должен знать, что выполняют эти органы при произношении звука, над которым ведётся работа. Но далеко не всегда ребёнок может придать языку позу, которая необходима для произношения звука. В этом случае на помощь логопеду и вам, родители, приходит артикуляционная гимнастика. Здесь остановимся подробнее.
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2019
Что же такое артикуляционная гимнастика? Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Как правило основной задачей артикуляционной гимнастики является укрепление мышц языка. Ведь язык, с анатомической точки зрения, состоит из продольных и поперечных мышц. Первая группа мышц укорачивает язык и делает его более длинным. Она же помогает отводить его в сторону. Вторая группа позволяет сделать язык более широким или узким.
Сегодня мы не будем обсуждать постановку всех без исключения звуков русского языка. А обсудим те, которые чаще всего являются нарушенными у детей. Это три группы звуков : свистящие, из них мы сегодня разберём звуки (с,з, шипящие, поговорим про звуки (ш,ж) и некоторые сонорные звуки (р,л).
Группа свистящих звуков
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука С :
• Губы-в улыбке;
• Зубы- заборчиком с небольшой щелью;
• Язык- широкий, за нижними зубами;
• Голос- выключаем;
• Воздушная струя- холодная, направленная вниз по середине языка (по желобку).
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука З :
• Губы-в улыбке;
• Зубы- заборчиком с небольшой щелью;
• Язык- широкий, за нижними зубами;
• Голос- включаем;
• Воздушная струя- холодная, направленная вниз по середине языка (по желобку).
Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков :
(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка направлять воздушную струю по центру языка, а также принимать нижнее положение языка)
• «Заборчик»- улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
• «Окошко»(бегемотик)- слегка улыбнуться и широко открыть рот.
• «Блинчик»- улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.
• «Трубочка»- язык свернуть трубочкой, загнув его края.
• «Обезьянка»- слегка приоткрыть рот, язык поместить между нижними зубами и нижней губой. Губы при этом сближены.
• «Горка»- широко открыть рот, кончиком языка зацепиться за нижние зубы и толкать язык вперёд.
• «Ветерок дует с горки»- принять положение «горка», затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Необходимо следить, что воздушная струя холодная и направленна вниз.
• «Чистим нижние зубы»- принять положение «окошко», кончиком языка «почистить» зубы с внутренней стороны.
• «Катушка»- принять положение «горка», язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь (качать горку).
Постановка свистящих звуков :
а)по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ);
б)от И, Т с придыханием.
в) от упражнения «горка». Просим ребенка подуть на язык, при этом по середине языка (где проходит желобок) удерживаем ватную палочку.
Группа шипящих звуков
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Ш :
• Губы-слегка округлены;
• Зубы- заборчиком с щелью;
• Язык- выполняет за верхними зубами упражнение «чашечка»;
• Голос- выключен;
• Воздушная струя- тёплая, направлена по середине языка вверх.
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Ж :
• Губы-слегка округлены;
• Зубы- заборчиком с щелью;
• Язык- выполняет за верхними зубами упражнение «чашечка»;
• Голос- включен;
• Воздушная струя- тёплая, направлена по середине языка вверх.
Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков :
(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать вверх не только кончик языка, но и его боковые края)
• «Заборчик»- улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
• «Окошко»(бегемотик)- слегка улыбнуться и широко открыть рот.
• «Блинчик»- улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.
• «Чашечка»- широко открыть рот, достать широкий язык, поднять кончик и боковые края языка.
• «Вкусное варенье»-улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
• «Чистим верхние зубы»-улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком имитировать чистящие движения зубной щетки.
• «Качели»-улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, затем поднять язык вверх, будто пытаемся достать до кончика носа. Чередовать движения.
• «Грибок»-язык присосать к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать позу.
• «Фокус»- на кончик носа положить кусочек ваты. Язык принимает форму «чашечки». Сдуть ваточку с носа. Следим за дыханием ребё нка: берем воздух- носом, выдыхаем- ртом.
Постановка :
а) по подражанию со зрительным и слуховым контролем;
б) с помощью специальных приё мов:
- от Р-Р-Р шепотом с постепенным округлением губ и сближением зубов;
- от Т-Т-Т с сильным придыханием и поднятием языка вверх.
(Для постановки звука Ж применяются те же приёмы, только с тактильно-вибрационным контролем).
Группа сонорных звуков
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Л :
• Губы-раскрыты, принимают положение последующего гласного;
• Зубы- раскрыты;
• Язык- толкает верхние зубы и убегает в рот;
• Голос- включаем;
• Воздушная струя- свободно проходит по бокам.
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Р :
• Губы-раскрыты, принимают положение последующего гласного;
• Зубы- раскрыты;
• Язык- выполняет упражнение «грибок», а широкий кончик вибрирует;
• Голос- включаем;
• Воздушная струя- сильная, проходит по языку.
Подготовительные упражнения для постановки сонорных звуков :
(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать язык вверх и удерживать его, а также растянуть подъязычную уздечку)
• «Заборчик»- улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
• «Окошко»(бегемотик)- слегка улыбнуться и широко открыть рот.
• «Блинчик»- улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.
• «Парус»- улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка удерживать за верхними зубами.
• «Маляр»-улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка небо («потолок») выполняя движения языком вперёд-назад.
• «Индюк»- улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешной звук, похожий на «бл-бл.».
• «Лошадка»- улыбнуться, широко открыть рот, пощёлкать кончиком языка наверху. Ускорять темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
• «Грибок»- язык присосать к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать позу.
• «Пулемёт»- широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы. Звонко, отчётливо, многократно повторять: «Д-Д-Д.». Постепенно ускорять темп. Нижняя челюсть не шевелится.
Постановка Л :
а) по подражанию (крайне редко).
б) от звука У- с высунутым языком между вытянутыми губами, одновременно пальцами раздвигаются губы.
в) от звука Ы- с прикушенным языком.
Постановка Р :
а) от длительного З-З-З с поднятым кончиком языка.
б) от длительного Ж-Ж-Ж с растянутыми в улыбке губами.
в) от быстрого и многократного повторения Д-Д-Д с созданием под языком вибрации, с помощью ватной палочки.
г) от упражнения «грибок». Просим ребенка со всей силы подуть на язычок. Воздух берём носом, а выдыхаем ртом.
Чтобы выявить больший интерес к занятиям можно провести артикуляционную гимнастику в форме сказки. Ведь ведушей деятельностью у наших детей сейчас является- игра. В эту сказку можно привлечь любимых сказочных героев ребёнка. И для примера, я предлагаю вам поиграть в сказку о весёлом Язычке и его друзьях. Попрошу повторять за мной.
Жил-был гномик Язычок. Жил он за забором (выполняем упражнение «Забор»). Однажды утром Язычок проснулся и открыл окно («Окошко», выглянул и посмотрел налево, направо, вверх, вниз («Часики», «Качели»). Какое хорошее утро подумал Язычок и решил напечь на завтрак блинов. Начал он месить тесто («Месим тесто»). Напёк он много блинов и стал их жевать («Непослушный язычок»). Тут в дверь кто-то постучал («Хомяк»). Это пришли его друзья: Лягушка («Забор», Слоник («Трубочка») и Бегемот («Окошко»). Он и их угостил блинами («Непослушный язычок», да ещё и с вареньем («Вкусное варенье»). Налил гостям чай в чашечки («Чашечка»). Поели они и почистили зубки («Чистим зубки»).
Решили они отправиться на прогулку. Поскакали они на лошадках («Лошадка»). Скакали, скакали и увидели качели, как здорово с друзьями покататься на качелях («Качели»! Накатались, поскакали дальше («Лошадка»). Нашли грибок («Грибок»). Сорвали грибочек и поскакали дальше («Лошадка»). Вдруг увидели сердитого индюка, который грозно болбочит («Индюк»). Испугались и поскакали домой («Лошадка»). А дома друзья вспомнили, что хотели Язычку обновить квартиру и покрасить потолок («Маляр»). Друзья устали и пошли домой. Язычок закрыл забор («Забор») и лёг спать.
Вот в такой игровой форме можно проводить занятия по артикуляционной гимнастике. Такие занятия не наскучат ребёнку.