Струкова Лариса Сергеевна
Мастер-класс для родителей «Почитай мне сказку, мама»
▼ Скачать + Заказать документы
Почитай мне сказку, мама!
(мастер - класс для родителей)
Воспитатель Струкова Лариса Сергеевна,
МАДОУ «Детский сад «Ивушка»
с. Татаново, Тамбовская область
Цель мастер-класса:
- развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы, воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения и раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей.
Задачи мастер-класса:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Почитай мне сказку, мама“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
1. Оптимизировать работу с родителями по развитию речи через выразительное чтение сказок.
2. Выработать систему работы по формированию у детей интереса к чтению художественной литературы.
3. Способствовать созданию традиции семейного чтения.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в своей мастерской. Тема мастер-класса «Почитай мне сказку мама».
Мы познакомимся с приёмами, которые вы можете применять для ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него интереса к художественной литературе принадлежит семье. Дети всегда рядом с родителями, они смотрят на вас и подражают вам.
Проведённое в группе анкетирование «Семейное чтение» показало: у 83% семей есть домашние библиотеки, 87% - у детей есть уголки с книгами. Дети любят слушать сказки – 48%, стихи – 38%, произведения энциклопедического характера -39%, нет предпочтений – 4%.
Авторы, которых знают детей – это А. С. Пушкин, А. Л. Барто, К. И. Чуковский- 65%, 35 % - не знают детских писателей. Родителям следует обязательно перед началом чтения называть детям автора произведения.
На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили: 12% - каждый день, 8% - каждый вечер перед сном, 60% - когда попросит ребенок, иногда – 16%, читает сама 4%. Инициатива прочитать книгу исходит от детей – 70%, от родителей -30%. Большинство родителей беседуют с детьми о прочитанном - 84%. На вопрос про литературные игры 57% родителей ответили, что играют с детьми в литературные игры, 43% - нет, не играют.
Таким образом, с помощью анкеты мы получили информацию о домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения, детском интересе к книге.
Хочется напомнить, что домашнее чтение – одно из средств формирования у детей интереса к чтению художественной литературы, при этом оно не только обогащает и детей, и родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи. Это раскрывается в следующем:
- совместное времяпровождение;
- совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснение непонятных слов.
Можно получить большую пользу от чтения ребенку на ночь, но для этого важно родителям соблюдать определенные правила.
Самое главное – верно выбрать книгу. Лучше всего брать не простые рассказы, а поучительные истории. Лучшим вариантом будут сказки. Такое чтение не только развлекает ребенка, но и развивает духовно. С помощью книг можно научить доброте, отзывчивости, сопереживанию.
Ребенок хорошо чувствует эмоции других людей, поэтому если родители будут читать ему из необходимости и без удовольствия, малыш обязательно заметит. В таком случае чтение на ночь не принесет удовольствия ни вам, ни ему, даже может привести к тому, что ребенок будет воспринимать чтение как необходимость.
Как уже говорилось, ребенок будет запоминать и копировать ваше произношение, поэтому нужно читать внятно, правильно расставлять ударения, тогда и ребенок запомнит, как верно говорить.
Если ребёнок просит прочитать еще раз накануне прочитанную вами книгу, не стоит ему в этом отказывать. После прочтения художественного произведения, необходимо обсудить ситуацию, которая раскрывается в книге, задать вопросы по данному произведению, спросить, все ли слова ему понятны. Читать следует систематично, а не от случая к случаю.
Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как выбирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?
Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т. п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами.
Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться, книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.
Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей - постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. Если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением А главное - такое чтение очень сплачивает.
Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Когда будете оформлять книжку малышку, пользуйтесь различными интересными предметами: ткань разных фактур, пуговицы необычных форм и больших размеров, кнопки, ленточки, липучки. Внутри некоторых страниц вместо наполнителя можно разместить, к примеру, горох или гречку, а страницу прострочить на машинке редкой строчкой. Такой прием будет благотворно действовать на развитие мелкой моторики ребенка.
Как Вы понимаете, такие книжки-малышки можно сделать про что угодно. Изготавливаются они очень быстро.
Мы предлагаем вам сегодня поучаствовать в создании самой простой книжки-малышки.
Нам потребуется следующие материалы:
1. Цветной картон.
2. Клей ПВА.
4. Вырезки из журналов, старых книг, открыток.
5. Карандаши и фломастеры.
Ход работы:
1. Сгибаем картон пополам, затем каждую половину еще раз сгибаем пополам.
1. Складываем картон в гармошку.
2. Оформляем фасад книги.
3. Наклеиваем картинки и подписываем их. Книжка-малышка готова.
Уважаемые родители, мы продемонстрировали вам некоторые приёмы работы, которые вы можете использовать при ознакомлении своих детей с художественной литературой. Мы надеемся, что наш мастер-класс поможет вам создать дома атмосферу доброжелательности, комфортности в общении с ребенком. Желаем вам творческих успехов!