Екатерина Овчинникова
Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам
артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».
Публикация «Мастер-класс для родителей „Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями традиционной артикуляционной гимнастики и нетрадиционными упражнениями для совершенствования артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.
Задачи:
- активизировать знания родителей о значимости развития моторики артикуляционного аппарата;
- сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
- обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи традиционных упражнений и нетрадиционных;
- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
- расширять уровень включенности родителей в работу с детьми.
Оборудование: индивидуальные зеркала,, комплект артикуляционных упражнений, комплект мультимедиа для показа презентации, заготовки для поделки «Лягушка» (артик. упр)
Значимость развития артикуляционной моторики.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов (губы, язык, зубы, небо, маленький язычок, полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие). Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.
1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
3. Покажите правильное выполнение упражнения.
4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Уч-Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что пришли к нам на мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».
Но для начала, проведем разминку.
Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.
Игра «Сказочка-указочка»
(Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.)
Не устала ты пока.
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка :
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
Что же такое традиционные и нетрадиционные методы, и чем они отличаются?
Традиционные методы артикуляционной гимнастики — это комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щёк, нижней челюсти).
Нетрадиционные методы артикуляционной гимнастики — это различные техники выполнения упражнений, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей (с применением доп. Материалов)
Уч-Логопед рассказывает, для каких групп звуков определенные артикуляционные упражнения (Задействована смарт доска)
Логопед предлагает выполнить ряд артик. упражднений в обычной технике (ОПИРАЯСЬ НА КАРТИНКУ НА ЭКРАНЕ_ ДЕМОНСТРАЦИЯ УПР. ЛОГОПЕДОМ) + показать, как в игровой форме с помощью дополнительных материалов делать артикуляционные упражнений.
Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики :
«Держи крепче». Удерживать ватную палочку на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка. (разминка)
Артикуляционная гимнастика с соломкой
Для «Трубочка». Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.
«Хоботок». Ребенку предлагается удержать соломинку между губами и носом, губы вытянуты в хоботок.
«Лопатка», Кладем палочку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удержать ее.
Артикуляционная гимнастика с сушкой
«Улыбочка». Предлагается ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.
«Заборчик». Сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.
«Иголочка». Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).
«Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом
«Змейка». Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).
«Чашечка». Просим ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
«Грибок». Просим ребенка поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом язык «грибок» к небу.
«Часики». Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.
«Заведи мотор».(БАРАБАН) Ребенок выполняет упражнение «Дятел», а в этот момент создается вибрацию кончика языка при помощи чупа-чупса.
Артикуляционная гимнастика с вареньем.
«Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).
«Маляр». Наносим ребенку варенье на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.
«Кусачки». Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.
«Зубная фея». (САМОМАССАЖ) Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки».
Используемая литература:
1. Азаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О. И. Азаренко. - М. : Айрис-пресс, 2015.
2. Батяева С. В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г. Бушлякова. - М. : Детство-Пресс, 2011.
4. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М. : Гном, 2013.
5. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М. : Гном, 2014.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. – М. : ГНОМ и Д, 2004.
7. Куликовская Т. В. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Татьяна Анатольевна. - М. : ГНОМ и Д, 2016.
8. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2009.
9. Петров Н. Н. Гимнастика для ленивых. Делаем с удовольствием / Н. Н. Петров. - М. : Феникс, 2017.
10. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. - М. : Каро, 2009.
11. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей / Н. В. Рыжова. - М. : Сфера, 2017.