Лучший педагог года

Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами»

Екатерина Овчинникова
Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам

артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».

Публикация «Мастер-класс для родителей „Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами“» размещена в разделах

Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями традиционной артикуляционной гимнастики и нетрадиционными упражнениями для совершенствования артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

- активизировать знания родителей о значимости развития моторики артикуляционного аппарата;

- сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

- обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи традиционных упражнений и нетрадиционных;

- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

- расширять уровень включенности родителей в работу с детьми.

Оборудование: индивидуальные зеркала,, комплект артикуляционных упражнений, комплект мультимедиа для показа презентации, заготовки для поделки «Лягушка» (артик. упр)

Значимость развития артикуляционной моторики.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов (губы, язык, зубы, небо, маленький язычок, полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие). Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3. Покажите правильное выполнение упражнения.

4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Уч-Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что пришли к нам на мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».

Но для начала, проведем разминку.

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

Игра «Сказочка-указочка»

(Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.)

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —

Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка :

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

Что же такое традиционные и нетрадиционные методы, и чем они отличаются?

Традиционные методы артикуляционной гимнастики — это комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щёк, нижней челюсти).

Нетрадиционные методы артикуляционной гимнастики — это различные техники выполнения упражнений, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей (с применением доп. Материалов)

Уч-Логопед рассказывает, для каких групп звуков определенные артикуляционные упражнения (Задействована смарт доска)

Логопед предлагает выполнить ряд артик. упражднений в обычной технике (ОПИРАЯСЬ НА КАРТИНКУ НА ЭКРАНЕ_ ДЕМОНСТРАЦИЯ УПР. ЛОГОПЕДОМ) + показать, как в игровой форме с помощью дополнительных материалов делать артикуляционные упражнений.

Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики :

«Держи крепче». Удерживать ватную палочку на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка. (разминка)

Артикуляционная гимнастика с соломкой

Для «Трубочка». Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.

«Хоботок». Ребенку предлагается удержать соломинку между губами и носом, губы вытянуты в хоботок.

«Лопатка», Кладем палочку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удержать ее.

Артикуляционная гимнастика с сушкой

«Улыбочка». Предлагается ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.

«Заборчик». Сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.

«Иголочка». Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).

«Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом

«Змейка». Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).

«Чашечка». Просим ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

«Грибок». Просим ребенка поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом язык «грибок» к небу.

«Часики». Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.

«Заведи мотор».(БАРАБАН) Ребенок выполняет упражнение «Дятел», а в этот момент создается вибрацию кончика языка при помощи чупа-чупса.

Артикуляционная гимнастика с вареньем.

«Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).

«Маляр». Наносим ребенку варенье на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.

«Кусачки». Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.

«Зубная фея». (САМОМАССАЖ) Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки».

Используемая литература:

1. Азаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О. И. Азаренко. - М. : Айрис-пресс, 2015.

2. Батяева С. В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М. : ТЦ Сфера, 2009.

3. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г. Бушлякова. - М. : Детство-Пресс, 2011.

4. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М. : Гном, 2013.

5. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М. : Гном, 2014.

6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. – М. : ГНОМ и Д, 2004.

7. Куликовская Т. В. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Татьяна Анатольевна. - М. : ГНОМ и Д, 2016.

8. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2009.

9. Петров Н. Н. Гимнастика для ленивых. Делаем с удовольствием / Н. Н. Петров. - М. : Феникс, 2017.

10. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. - М. : Каро, 2009.

11. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей / Н. В. Рыжова. - М. : Сфера, 2017.

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики нетрадиционными способами», или «Разноцветные прищепки»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики нетрадиционными способами», или «Разноцветные прищепки» Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать.

Мастер-класс для родителей: «Рисование нетрадиционными техниками»Мастер-класс для родителей: «Рисование нетрадиционными техниками» Вчера, в своей группе я провела мастер-класс с родителями и детьми по нетрадиционному рисованию. Пришло 10 семей, которые с удовольствием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами»
Опубликовано: 8 ноября 2024 в 10:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Овчинникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД