Татьяна Мишина
Мастер-класс для родителей «Волшебный мир пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей детей раннего возраста на тему:
«Волшебный мир пальчиковых игр»
Участники: воспитатели, родители.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.
Задачи:
- донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии образного мышления, воображения, творчества, развития речи;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Волшебный мир пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
- заинтересовать родителей использовать разнообразные пальчиковые игры дома для развития детей.
Оборудование: бумага, фломастеры карандаши, палочки разносы с разной крупой, мелкие игрушки и природный материал, резиновые игрушки с шипами, пальчиковый театр, крышки от бутылок, поролоновые губки, шнурки, молнии, нитки, бусины, пуговицы, мозаика, различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.
Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что мы собрались все вместе.
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а М. Монтессори утверждала «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» и т. к. мы все мечтаем, чтобы наши дети были умными и талантливыми, мы заинтересованы развивать общую и мелкую моторику ребёнка с самого раннего возраста. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.
(Мизинец - сердце, безымянный палец- печень (почки, средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова). Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Стимулирует развитие речи.
2. Создают благоприятный, эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.
4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.
5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.
6. В результате освоения воображения приобретут силу, гибкость и подвижность, которые в дальнейшем облегчат овладение навыком письма.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов. В нашем детском саду педагоги используют основной принцип дидактики: от простого к сложному.
Мы проводим работу по коррекции нарушений мелкой моторики в следующих направлениях:
•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). •Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
•Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
•Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
•Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете. .
Существуют следующие виды пальчиковых игр :
-Пальчиковые игры с предметами;
-Активные игры со стихотворным сопровождением;
-Игры- манипуляции;
-Пальчиковые игры на основе сказок;
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
Первый вид- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом:
карандаш в руках держу
поиграть я с ним хочу.
карандаш в ладони взяли
и немного пошуршали
карандашик я возьму-
непременно каждый пальчик
быть послушным научу.
пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами
Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру коллеги мы сейчас с вами поиграем.
«В гости к кошке».
Группа игр с речевым сопровождением:
с веток ягоды снимаю и в лукошко собираю.
("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.
ягод - полное лукошко! я попробую немножко.
(щипотку поднести ко рту)
я поем ещё чуть - чуть - легче будет к дому путь!
я поем ещё малинки. сколько ягодок в корзинке?
раз, два, три, четыре, пять… (загибаем пальчики)
снова буду собирать! 1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
вот кулак, а вот ладошка.
(показать кулак и ладошку)
на ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(по ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)
может, мышка там живет? кошка мышку стережет. мяу!
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)
Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Этот пальчик», «пальчики», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Капуста» и т. п.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.
Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д. Например:
Пальчиковая игра «Крышки» :
Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук) :
смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)
и пошли по переулку
на весёлую прогулку. (пальчики шагают).
игра с палочками
также мы используем небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать) :
вы скачите палочки, как солнечные зайчики-(поочерёдно шагаем палочками по коленам)
прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени)
одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой)
другой ножкой топ-топ, (левой)
на головку сели, песенку запели. (ставим палочки на голову, стучим друг об дружку)
Игры с мячиками
Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
С гладким мячиком:
колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
взад, вперёд его гоняю,
им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)
и сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик)
колобок я разожму и другой рукой начну,
колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)
с мячиком- ё жиком:
маленький колючий ёж,
до чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)
покажи свои иголки,
хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой).
Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.).Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.
Итак, приступим к рассмотрению следующего вида - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
У ЖИРАФОВ.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью
А за ним ходили детки. а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки, «Паучки» ползают на голове.
Чтобы погулять на ветке.
ЧАСЫ
Мышь полезла в первый раз Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой
Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" вдоль туловища вниз
Мышь полезла второй раз Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом! Два хлопка
Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" вдоль туловища вниз
Мышь полезла в третий раз Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка
Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" вдоль туловища вниз.
Педагог: - Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье.
Моё выступление я хочу закончить небольшим стихотворением:
Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
В наших руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
(Рефлексия родительского собрания)