Анастасия Мальцева
Мастер-класс для родителей «Основы финансовой грамотности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Здравствуйте уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в гости. Сейчас предлагаю вам немного побыть детьми и поиграть в пазлы.
Предлагаю вам сложить пазлы по порядку и прочитать, какой теме посвящается наш мастер-класс (по первым буквам картинки)
Ведущий: Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Сегодня мы вам предлагаем, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».
1. Остановка «Азы экономики»
Публикация «Мастер-класс для родителей „Основы финансовой грамотности дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Провести анализ анкетирования (приложение)
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впи-тывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, скла-дывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жиз-ни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, ин-тересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементар-ных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Задачи экономического воспитания дошкольников
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (компетентность, первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окру-жающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономиче-ских отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи являет-ся ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жиз-ни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими фор-мами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обы-чаев.
В нашем дошкольном учреждении
В этом учебном году мы внедрили в работу с детьми проект «Основы финансовой грамотности дошкольни-ков», который проводится 1 раза в неделю, по понедельникам, во второй половине дня. В проекте мы ис-пользуем разнообразные формы и методы формирования у детей финансовой грамотности.
Формы и методы по экономике
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми обра-зовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ре-бёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обу-чаются» экономике.
Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего поку-пать не буду. Я экономить буду…»
Ведущий: Что значить экономить?
Интересно, как понимают дети значения этого слова?
Ведущий читает стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»
«Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей даё т: Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
Ведущий: Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тра-тить, стоит учить с детства. Если малыш будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каж-дая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.
2. Остановка «Знатоки экономики»
Разминка: Экономические загадки:
• Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)
• На товаре быть должна обязательно…. (цена)
• Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без (рекламы)
• Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой….(конкурент)
• Коль трудился круглый год, будет кругленьким …. (доход)
• Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить ….(налоги)
• Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…. (вклад)
• Приносить доходы стал в банке папин …. (капитал)
• На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут, набегают в банке (проценты)
• Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы …. (ссуду)
• Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…. (залог)
• И врачу и акробату выдают за труд…. (зарплату)
• В банке для всех вас висит прокламация: «деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
• Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них…. (договоры)
Ведущий: Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами
Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
• Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
• Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
Ведущий: Предлагаю поиграть - денежные пословицы по картинкам прочитать.
Игра «Зашифрованная пословица»
Родители отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.
«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Ведущий: Уважаемые родители, дети думают, можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь? Так ли это. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблоко. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.
А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.
Ведущий: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
«Экономика в сказках»
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в са-погах).
4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Коло-бок).
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуще-ствовании? (Теремок)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Кро-шечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
Ведущий: Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.
Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услу-ги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Ведущий: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.
• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не при-несет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нуж-нее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.
3. Остановка «Конечная»
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и ис-пользовать их в своей будущей жизни.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффектив-ный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение фи-нансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формирует-ся внутренняя социальная позиция