Ирина Пискунова
Мастер-класс для родителей «Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер–класс для родителей :
«Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях и дома»
Цель мастер-класса : познакомить родителей с понятием «логоритмика», различными видами логоритмических упражнений, которые положительно воздействуют на речевое и двигательное развитие детей, и возможностями использования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста и дома.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях и дома“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Мастер-классы для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Родительские собрания в детском саду
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Задачи:
-Показать значимость применения логоритмики для физического развития дошкольников.
-Познакомить участников мастер-класса с элементами логоритмики, применяемыми на физкультурных занятиях и возможностями их использования дома.
- Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
Оборудование: мячи среднего размера, массажные мячики, обручи, музыкальный центр, балансиры, мешочки с песком, обручи.
Участники мастер -класса : воспитанники старшей группы компенсирующей направленности; родители.
Ход мероприятия: Уважаемые родители, рада видеть Вас на мастер классе, по теме «Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях и дома».
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Дети с речевыми недостатками, дети с диагнозом ОНР, ТНР, отличаются от своих сверстников по показателям физического развития. Освоение тех или иных движений, координация движений, им дается нелегко, так как речевые, физические и нервно-психические функции взаимосвязаны между собой.
Поэтому логоритмика решает не только речевые задачи (звукопроизношение, фонематический слух, артикуляция, но и по физическому развитию, двигательной сферы. Совершенствование общей двигательной моторики, координации движений рук и ног, которая становится более четкой во взаимосвязи с речью, формирование правильной осанки, походки, грации движения, развитие моторных и сенсорных функций, а главное повышение интереса и желания заниматься физкультурой. У логопедических детей не получается освоение тех или иных основных движений, они расстраиваются, появляются негативные эмоции, иногда отказываются от выполнения упражнений. Логоритмика повышает настроение, заинтересовывает, помогает преодолеть неуверенность, повысить эмоциональный настрой и выполнить упражнения правильно.
Методика логоритмических упражнений очень проста. Вы ее вместе с нами сейчас освоите. Но прежде, несколько слов о структуре занятия : Физкультурное занятие состоит из трё х частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
Вводно-подготовительная часть включает разные виды ходьбы, бега; коррегирующую ходьбу на профилактику плоскостопия, имитационные движения.
Как средство логоритмики использую речевки, проговаривая их четко и ритмично, что способствует формированию правильной координации рук и ног.
Общеразвивающие упражнения подготавливают организм к овладению сложными действиями, освоению основных видов движений, развивают силу мышц, подвижность суставов.
Как средство логоритмики в качестве общеразвивающих упражнений используем ритмические упражнения. выполняя упражнения со словами и музыкальным сопровождением. Ритмические упражнения также, как и речевки для ходьбы разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносим с детьми текст вместе с выполнением упражнений. Можно использовать детские песенки, в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями.
В основной части занятия, при обучении основным видам движений, как средство логоритмики использую чистоговорки, считалки, речевые упражнения на внимание. Пик двигательной активности, эмоционального всплеска в основной части занятия - это подвижная игра. Богатейший речевой и воспитательный материал имеют русские народные подвижные игры. В них можно играть дома, на детских праздниках или во время семейного отдыха на природе. Рекомендую и призываю в них играть.
В заключительной части выполняем упражнения на релаксацию, или проводим игры малой подвижности; логоритмические игровые упражнения на мышечное расслабление, различные виды ходьбы.
Под музыку входят дети и встают в шеренгу.
С детьми: Раз, два, три, четыре, пять! Будем дружно мы шагать (шагают на месте). Всем, всем –добрый день! (останавливаются, на слово: добрый день-дети поднимают правую руку вверх- приветствуют гостей и поворачивают голову в их сторону).
(Предлагаю родителям встать напротив своего ребенком)
Как правило, занятие мы начинаем с коммуникативных игр и упражнений.
Здравствуй, солнце золотое!
(руки над головой, лучи)
Здравствуй, небо голубое!
(ладошки вверх над головой)
Здравствуй, вольный ветерок!
(руки машут над головой)
Здравствуй, маленький дубок!
(руки у груди в цветочек)
Здравствуй, утро!
(ладошка вправо)
Здравствуй, день!
(ладошка влево)
Нам здороваться не лень!
(руки к груди прижимают и разводят)
После таких теплых слов у всех хорошее настроение.
(предлагаю родителям сесть)
- Итак, отправляемся в страну Физкультуры.
Даже утром, самым хмурым, веселит нас физкультура!
И конечно, очень важно, чтоб физкультурой заниматься.
(Слова сопровождаются движениями)
- Сегодня, ребята, мы будем двигаться, сопровождая движения словами. Слова произносим четко и ритмично.
Прыжком направо! В обход по залу, шагом марш!
1. Ходьба в колонне по одному.
Раз, два! Шире шаг!
Раз, два! Шире шаг!
Бодрые и смелые!
Сильные и смелые!
Левой, правой, левой, правой
На парад идет отряд
Барабанщик барабанит
Полтора часа подряд
2. Ходьба на пятках, руки на поясе.
Тук, тук, тук, тук! Тук, тук, тук, тук, тук
Моих пяток слышен стук, тук, тук, тук, тук
Мои пяточки идут,
Тук, тук, тук, тук.
Мои пяточки идут
Тук, тук, тук, тук.
3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).
Лед да лед, лед да лед,
А по льду пингвин идет.
Лед да лед, лед да лед,
Но пингвин не упадет.
4. Ходьба на наружном своде стопы (дети-медвежата).
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
Мишка, мишка, хочет ягод,
Но никак их не найдет.
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
Мишка, мишка, хочет ягод,
Но никак их не найдет.
6. Бег, ходьба по залу, перестроение врассыпную.
(Предлагаю родителям выполнить упражнения вместе с детьми).
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Мы смешные повторялки сочиним сейчас,
Для игры и для смекалки будет в самый раз.
Вместе с нами начинайте, дружно, хором повторяйте
Приготовились? Смелей!
Эй-эй-эй!
Припев: (дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом)
Эй-эй-эй! хлопаем дружней!
Ай-ай-ай! весело шагай!
Ой-ой-ой! кружим головой!
Ух-ух-ух! нарисуем круг!
Эх-эх-эх! это руки вверх!
Кис-кис-кис! это руки вниз!
Цок-цок-цок! С пятки на носок!
Чиз чиз - чиз! Просто улыбнись!
Предлагаю родителям встать рядом с детьми и выполнить ритмические упражнения.
Мы пойдем налево,
Мы пойдем направо.
Два раза повернемся
Потянемся, проснемся
Попрыгаем на месте,
Шагнем вперед все вместе
Обратно как пингвины
Покатимся со льдины
И руки поднимем, опустим,
Поднимем, опустим, поднимем
Да! И друга обнимем
Переходим к основной части, в которую входит обучение основным движениям и подвижные игры.
При обучении тем или иным основным движениям, использую игровые логоритмические упражнения на развитие речи и внимания. Например, игровое упражнение «СТОП, ОП, ХЛОП», для обучения прыжкам в длину с места, прыжках с продвижением вперед, прыжкам на одной ноге.
Дети встают в шеренгу. (предлагаю родителям встать в шеренгу напротив детей)
Прыжки выполняют дети, проговаривая слова: «СТОП» -приготовились, «ОП» -прыжок, «ХЛОП» - хлопок в ладоши.
(Выполняют родители)
Выполнение упражнений с одновременным проговариваем тех или иных слов позволяет лучше и быстрее овладеть своим телом, движениями. Движения детей становятся более точными и ловкими.
Такое же логоритмическое упражнение можно использовать при обучении прыжкам на одной ноге, из обруча в обруч, через скакалку. (Выполняем прыжки на одной ноге, из обруча в обруч).
(Предлагаю детям по мячу и встать в рассыпную)
Бросание мяча вверх.
При бросании мяча вверх, отбивании об пол интересно детям и достаточно эффективно использовать считалки или чистоговорки.
«Считалка под мяч». (На каждую строчку считалки — четыре удара мяча).|
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили
Петушок, флажок, матрешка
Барабан, юла, гармошка.
Отбивание мяча об пол.
Со -со-со Саша катит колесо.
За-за-за У мамы добрые глаза
Ус -ус -ус Вот арбуз
Зу-зу-зу Мы боимся грозу
Са-са-са Вот опять идет лиса
Предлагаю детям с мячами встать в шеренгу, напротив детей встают родители.
Бросание мяча, проговаривая считалочку.
Упражнения на балансире.
- Упражнения на балансире положительно воздействуют на мозжечок, отвечающий за эмоции, умение держать равновесие, координацию, а также за развитие умственных способностей, речи и памяти.
Предлагаю детям встать на балансир.
1-е упражнение: Положить мешочек с песком на голову и покачаться, пропевая слова песни Е. Железновой «Ну-ка повторяйте».
2- е упражнение: Родители бросают мешочек с песком, дети ловят мешочек и бросают родителям.
Подвижная игра «Золотые ворота»
(Игра проводится с участием родителей).
Описание игры: Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Покажем логоритмическое упражнение с массажным мячом.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь!
(сначала катаем его между ладоней,
затем поднимаем по ручке до плеча)
Катится колючий ёжик, Нет ни головы ни ножек,
Мне по ножке вниз бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем по ноге от бедра до ступней)
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь! (Катаем по спине друг другу от пояса до плеч и обратно)
Для позитивного настроения всех участников мастер-класса приглашаю на веселый танец с элементами логоритмики «Танцуем сидя»
Инструктор:
Все ребята потянулись и мне улыбнулись,
Теперь к гостям подойдем и им подмигнем!
Инструктор: Дорогие гости, скажите – дети были молодцы? И как любят физкультуру показали от души! Будьте, ребята, здоровыми, красивыми и веселыми.
Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник! Спорт – игра!
Всем мы шлем – Физкульт- ура! (Дети все вместе).
(Дети уходят, родители остаются)
В результате использования элементов логоритмики на физкультурных занятиях возрастает интерес к физкультуре, повышается эмоциональный настрой, хорошо работает мыслительная активность, улучшается речь, внимание, память. Использование логоритмики благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, сочетание движения и речи, развивает умение владеть своим телом, улучшается общая координация движений, чувство ритма, темпа. Занятия всегда насыщены заданиями, но дети не устают и эффективность таких занятий очевидна.
Таким образом, включая элементы логоритмики в физкультурные занятия, мы делаем работу по физическому развитию с логопедическими детьми более успешной. Все представленные методы и приемы рекомендую использовать в семейных досугах, на утренней зарядке, детских праздниках, в длительных прогулках с детьми, в активном отдыхе, на природе и походах.