Елена Полуказакова
Мастер-класс для родителей «Как проявлять родительскую любовь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класса для родителей «Как проявлять родительскую любовь»
Светлана Прохорова
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах взаимоотношений с детьми поможет родительское собрание в форме мастер-класса. Предложите родителям в групповой работе проанализировать ошибки в воспитании детей. Расскажите, как проявлять любовь к детям. Познакомьте с результатами предварительного анкетирования учащихся. Анкета.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Как проявлять родительскую любовь?“» размещена в разделах
Участники Родители учащихся 6-х классов
Цель Помочь родителям проанализировать свое поведение при взаимодействии с детьми, гармонизировать детско-родительские взаимоотношения
Задачи Сформировать понимание необходимости проявлять безусловную любовь к ребенку, повысить психолого-педагогическую компетентность, совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширить сферы совместной деятельности
Материалы и оборудование На доске – плакат с детскими рисунками по теме «Счастливый день», плакат с нарисованным солнечным диском; конверты с мини-сочинениями детей на тему «Если бы я был мамой (папой, то проявил бы свою любовь к ребенку так…»; ручки, карандаши, листы бумаги
Примерное время 70 мин
Часть 1. Вступительное слово
Предварительная подготовка – за три недели до родительского собрания предложите ученикам: 1) заполнить анкету «Моя семья»; 2) написать мини-сочинение «Если бы я был мамой (папой, то проявил бы свою любовь к ребенку так…«; 3) нарисовать рисунок-«фотографию» «Самый счастливый момент семейной жизни».
Классный руководитель:
Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу начать нашу встречу словами Марины Ивановны Цветаевой:
Дети – это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Известно, что в своих поступках дети берут пример с родителей. Выбор темы сегодняшнего родительского собрания обусловлен желанием обсудить вместе с вами наиболее значимые для детей формы проявления родительской любви и внимания.
Наше родительское собрание будет проходить в форме мастер-класса, поэтому работать будем в группах. Обращаю ваше внимание на то, что сегодня вы увидите анкеты, которые заполняли ваши детей. Прошу уважать и ценить их мнение, даже если оно не совпадает с вашим.
Часть 2. Актуализация темы родительского собрания
Классный руководитель:
Какими бы родителями мы ни были, мы всегда можем дать утвердительный ответ на вопрос… Как вы думаете, что это за вопрос?. Вы правы, каждый родитель даст положительный ответ на вопрос: любите ли вы своего ребенка? А как мы любим и тем более умеем ли любить, над этим задумываться не приходится. Жизнь и наука доказали, что все беды детей, а потому и родителей, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть.
Психологи и педагоги выделили несколько типов родительской любви к детям, среди которых есть те, которые портят, а не воспитывают их.
«Любовь умиления» : ребенок не знает понятий «нельзя» и «надо», не осознает своего долга перед родителями, не умеет трудиться, не замечает желаний и потребностей других людей.
«Деспотичная любовь» : у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, в атмосфере постоянных упреков ребенок ожесточается.
«Любовь откупа» : родители видят свой долг в обеспечении материальных потребностей ребенка; в семье царит атмосфера духовной пустоты. С возрастанием дефицита родительской любви растет стремление ребенка получать ее материальные заменители. Ребенок не знает чувств сострадания и милосердия. Став взрослым, во взаимоотношениях с другими людьми он будет выбирать ложные ценности.
Теперь подумайте над значимостью безусловной любви. Она не зависит ни от внешности ребенка, ни от его достоинств и недостатков, ни от способностей и поведения. Если мы любим ребенка за что-то, нам нужны какие-либо условия, он чувствует это и теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным, начинает лгать и лицемерить.
Часть 3. Эмоциональная индукция
Классный руководитель:
Какой должна быть подлинная родительская любовь? В каких ее проявлениях особенно нуждаются дети? Обеспечивает ли семья ребенку психологический комфорт или формирует чувство ненужности? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы постараемся сегодня ответить.
Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты, им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно в среднем всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?. Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка так, чтобы он даже в ваше отсутствие помнил, что вы любите и поддерживаете его. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью. Трагедия детей – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, брошенным, одиноким и, самое главное, незащищенным, а этому может способствовать равнодушие родителей, мнение которых имеет для ребенка большое значение, так как это люди, которым он доверяет безоговорочно.
Сейчас вам представится возможность взглянуть на некоторые ситуации глазами ваших детей. На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он.
Родители отвечают на вопросы анкеты. Классный руководитель в это время раздает подписанные конверты с анкетами, заполненными детьми.
Классный руководитель:
Возьмите анкеты детей и сравните их ответы со своими. Вы видите, как часто не совпадают ваши взгляды на ситуации в семье со взглядами детей. Задумайтесь, почему ребенок ответил не так, как вы предполагали? Поразмышляйте над своими ошибками в воспитании ребенка.
В данном случае широкого обсуждения не требуется, если есть желающие высказаться, то дайте им слово. Важно понаблюдать за реакцией родителей, когда они читают анкеты детей. Если возникли разногласия, попросите родителей остаться после собрания, чтобы объяснить в приватной обстановке позицию ребенка и возможные пути выхода из создавшейся ситуации.
Часть 4. Групповая работа
На столах – анкеты «Моя семья», листы желтой бумаги с нарисованными на них солнышками, лист с изображением солнечного диска (лучики прикреплены английскими булавками).
Классный руководитель:
Давайте попробуем совместно разобраться, почему наши мнения и мнения детей по некоторым вопросам расходятся. Пусть каждый из вас вспомнит и запишет три ошибки в воспитании, которые он когда-либо совершал. (На задание – 3 мин.) Теперь объединитесь в группу, обсудите и выберите три общие ошибки в воспитании. Запишите их на листе. Выберите одного человека в группе, который представит вашу работу. (На задание – 5 мин.)
По истечении времени представитель группы рассказывает о работе, прикрепляет лист с записями на доску. Когда все группы выскажутся, совместно выделите общие родительские ошибки в воспитании и обсудите их.
Классный руководитель:
Педагоги выделили пять основных ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов.
1. Обещание больше не любить. Эту угрозу родители, как правило, не осуществляют, но дети чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы надолго потеряете доверие ребенка.
2. Безразличие к ребенку. Не показывайте, что вам все равно, чем он занимается. Ребенок будет совершать плохие поступки, чтобы таким образом проверить, настоящее ли ваше безразличие.
3. Навязанная роль, утверждение за ребенком только одного шаблона поведения. Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям. Но стремление угодить, быть только хорошими зачастую не дает возможности освобождаться от негативных эмоций, которые испытывает каждый из нас. А если естественные эмоции не находят выхода, они перерастают в соматические заболевания, кардинальную смену роли – ребенок становится неуправляемым, личную несостоятельность.
4. Отсутствие времени на общение с детьми. Результатом этого бывает поиск ребенком родственной души среди чужих людей.
5. Мало ласки. Дети любого возраста стремятся к ласке. Она помогает ощущать себя нужными и придает уверенность в своих силах.
В каких же проявлениях любви нуждаются дети? Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас вы вновь будете работать в группах. Возьмите на столах небольшие листы желтой бумаги с нарисованными на них солнышками. В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» Например: «улыбкой», «добротой», «я часто обнимаю своего ребенка, зная, как это важно для него». Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общие и запишите на лучиках большого солнышка все ваши достоинства… (Родители выполняют задание.)
Итак, на доске нарисовано общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи? Начинает первая группа. Она прикрепляет к солнышку пять лучиков, следующая группа продолжает, прикрепляя другие пять, и так, пока вы не поместите все примеры проявления родительской любви к ребенку. Избегаем повторов. (Родители выполняют задание.)
Посмотрите, наше солнышко, как настоящее, под которым мы живем, которое щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и родители должны любить своих детей, без каких-либо условий, просто так. Если в основе взаимоотношений родителей и детей отсутствует любовь, все остальное покоится на непрочном фундаменте: страхе, угнетении, подчинении. Для безболезненных, полноценных детско-родительских отношений важна безусловная любовь. Любовь родителей позволяет ребенку удовлетворять свои эмоциональные потребности. Родители должны выражать свою любовь, используя для этого не только слова, но и контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание. Поговорим об этом подробнее.
Часть 5. Мини-лекция «Как выразить любовь к ребенку»
Классный руководитель:
Контакт глаз. В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?. Мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. Или выразительно смотрим в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем («ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил»). Так мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви. Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка («видеть тебя не хочу»). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви, одновременно мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или некомфортна, когда он будет чувствовать себя неуверенно.
Ласковый взгляд, прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка сильнее, чем сказанные слова. Даже если вы наказываете ребенка, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба. Если потребность ребенка в контакте глаз удовлетворена, он не отводит взгляд в сторону при контакте с людьми.
Физический контакт. В психологии есть понятие «тактильный голод». Бывает он у детей, которых мало ласкают. Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают и целуют. Боязнь избаловать детей вытесняет родительскую ласку. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. В любом возрасте он нуждается в физическом контакте с родителями.
Помните, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанность к родителям, воспоминания отчетливо нарисуют ему картинки родительской ласки и любви, пережитые им ранее. Чем трогательнее эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять проблемам в подростковый период.
Пристальное внимание. Пристальное внимание проявляется в готовности выслушать ребенка наедине столько времени, сколько ему необходимо. Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо особое внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на что, так, чтобы он не сомневался в вашей безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный. Чувствуя внимание к своим проблемам и успехам, ребенок, повзрослев, приобретет способность и потребность делиться со взрослым своими переживаниями, для него это будет естественно даже в кризисные периоды своей жизни.
Часть 6. «Фотография» нашей семьи
Классный руководитель:
А теперь давайте обратимся к самым счастливым моментам в жизни детей. Наверное, очень точным подтверждением семейного благополучия и любви является способность ребенка легко вспомнить такие моменты. У нас на доске целый импровизированный альбом таких счастливых семейных дней. Подойдите и найдите «фотографии» (рисунки, на которых изображена ваша семья.
Участники рассматривают детские рисунки. Задача – найти рисунок своего ребенка. После того как каждый родитель выбрал рисунок, классный руководитель называет номера тех «фотографий», которые действительно необходимо было выбрать. При несовпадении родители обмениваются рисунками.
Часть 7. Рефлексия по итогам родительского собрания
Чтобы обсудить итоги встречи, классный руководитель просит участников закончить предложения: 1) «В процессе сегодняшнего совместного обучения я сделал (а) для себя вывод…»; 2) «Мне не понравилось…».
Классный руководитель:
Сейчас вы получите конверты, в которых лежат рассуждения ваших детей на тему «Если бы я был мамой (папой, то проявил бы свою любовь к ребенку так…». Думаю, вам будет над чем поразмыслить, прочитав эти сочинения. Но не забывайте о секретности письма – не обсуждайте его с ребенком. Эта информация лично для вас. В заключение хочу повторить: главное условие целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, – взаимная любовь. Не стесняйтесь проявлять любовь к своим детям. Помните, без любви всё – ничто.