Ирина Галицкая
Мастер-класс для родителей «Как организовать логопедические занятия дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях.
Задачи: умение устанавливать конструктивные взаимоотношения с родителями, ориентированные на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста; дать родителям рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики и речевых игр; способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы.
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические конспекты занятий
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: зеркала, листы бумаги с карандашами, мяч, альбомы Теремковой на каждого родителя, индивидуальные тетради, плоскостное дерево и цветы.
Уважаемые родители, давайте все вместе организуем круг.
Поиграем в игру «Давайте поздороваемся».
Я задам вам вопрос, если вы согласны с ответом, то вытягиваете руку вперед и касайтесь своими пальцами с пальцами соседа, так чтобы получилось солнышко. Приветствие «Давайте поздороваемся»
– Здравствуйте те, кто радуется каждому прожитому дню!
– Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!
– Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты! – Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!
– Здравствуйте те, кто очень любит своего ребенка!
– Здравствуйте те, кто знает, как меня зовут!
– Здравствуйте те, кто на ночь читает сказку своему ребенку!
– Здравствуйте те, кто готов общаться!
Такой способ здороваться способствует снятию мышечного напряжения и переключения внимания.
Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть Вас в нашем зале, и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересный и полезный разговор.
Вы осознали, что вашим детям нужна помощь специалистов. Но хотелось бы подчеркнуть, что вы – первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
И так, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Как организовать логопедические занятия дома». Что бы родители стали хорошими учителями, вы должны знать, что наша работа включает пять основных разделов: лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, артикуляционная и мелкая моторика (речевое дыхание).
1. Формирование правильного звукопроизношения. Сейчас мы находимся на подготовительном этапе. С помощью артикуляционных упражнений готовим артикуляционный аппарат к постановке того или иного звука.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Так давайте сейчас попробуем вместе сделать базовые упражнения артикуляционной гимнастики. Очень хорошо сопровождать артикуляционную гимнастику движениями рук. Это так называемая кинезитерапия или биоэнергопластика, которые стимулируют межполушарное взаимодействие и приводят к лучшим результатам. Ребёнок эти движения может придумать сам. Но мы обычно делаем так…
Как только звук поставлен, мы начинаем его автоматизировать. Сначала в слогах, затем в словах и предложениях. Для этого вам будут вклеиваться домашние задания. Это будут либо слоги, либо слова или фразы, предложения, чистоговорки, стишки, загадки с автоматизируемым звуком. Это речевой материал вы должны обязательно проговаривать дома с ребёнком требуя правильного произношения поставленного звука.
2. ЛГСР. Лексика – словарь. Грамматика – умение грамотно строить предложения. Дома вы можете поиграть в игры: «Один - много», «1-2-3-4-5», «Назови ласково», «Четвёртый лишний». Из глаголов и прилагательных составлять предложения: «Осень какая?», «Дождь что делает?» и т. д. Желательно требовать ответы полным предложением.
А сейчас давайте рассмотрим, как можно формировать и совершенствовать ЛГСР с помощью альбома Теремковой …
3. Фонематическое восприятие. В нашем с вами случае это умение различать правильно произносимый звук от неправильного. Игра «Правильно – неправильно» (показываете ребё нку на нужный вам предмет или картинку и спрашиваете: это сапка, это хапка, это шапка, это фапка и т. д.) Или ещё одна игра «Поймай звук С» (п, ш, с, а, к, с, у, х, с). Или «Звуковые кнопочки» как с пальчиками, так и с нарисованной ладошкой.
4. Слоговая структура. Для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, сначала, мы рекомендуем игры и игровые упражнения, направленные на формирование неречевых процессов. Например, игры: «Сосчитай правильно» (ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике, «Произнеси звук «А» столько раз, сколько точек на кубике, произнеси звук «О» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши», произносим цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок, «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем, сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
5. Как учить с ребёнком стихи.
В первый раз стихотворение следует прочитать ребенку накануне вечером, перед сном. Чтение должно быть выразительным, с соблюдением темпа – ритмических установок, ударений в словах. Помните долговременная память лучше работает в период отдыха, чем во время активных занятий. Ваш ребёнок лучше усвоит литературный материал перед сном.
Объясняем ребенку непонятные, сложные слова и фразы. Часто в стихотворении можно встретить слова или метафоры, значения которых малыш еще не знает. Обязательно объясните, что значит каждое неизвестное слово, фраза, словосочетание. Придумайте как можно больше синонимов к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. В противном случае малышу будет сложно быстро выучить стихотворение, значение слов которого он не знает.
Заучивание текста по картинкам. Эта методика называется мнемотехника и суть ее в следующем. На листах прорисовывается сюжет стихотворения, причём картинки должны изображать каждую строчку текста. Взрослый читает стихотворение и, вместе с тем, показывает ребёнку соответствующие картинки. У малыша возникают ассоциации, он быстро запоминает строки. После он самостоятельно повторяет текст, опираясь на изображения.
Изучение стихотворения с помощью мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть быстро.
Эмоциональное проговаривание текста. Смысл метода заключается в повторении строчек стиха разной силой голоса и тембром: громко и шёпотом, как коротышка-лилипут и великан, как мышка и медведь и т. п. Еще можно предложить ребёнку рассказать текст весело, а затем грустно, удивленно или с таинственным видом (как волшебное заклинание или просто «по секрету») .
Всегда надо подбадривать ребёнка и хвалить, даже если он запомнил стихотворение недостаточно хорошо. Это придаст ребёнку уверенности.
Когда ребёнок запомнит стихотворение, надо стараться, чтобы он как можно чаще его рассказывал вслух. Можно рассказать папе, бабушке и дедушке, и даже любимой игрушке (мишке или кукле).
6. Рефлексия. Уважаемые родители! Перед тем как закончится наш мастер-класс, хочу узнать ваше мнение о проведении этого мероприятия. Вы видите дерево, оно должно быть ярким и цветущим, раскрасим дерево цветами. Розовый цветок – мероприятие мне понравилось, узнал много нового, буду полученные знания активно использовать в работе со своим с ребенком в домашних условиях; желтый цветок – мероприятие мне понравилось, но были затруднения и есть вопросы, которые нужно разобрать совместно с педагогом; зеленый цвет – мероприятие мне не понравилось, ничего нового я не узнал.
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня к нам! Надеемся, что вам было интересно!