Светлана Бурмистрова
Мастер-класс для родителей ясельной группы «Путешествие в мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей ясельной группы «Путешествие в мир сенсорики».
Цель мастер- класса:
Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего возраста.
Задачи мастер- класса:
1. Познакомить родителей с понятием «Сенсорное развитие».
Публикация «Мастер-класс для родителей ясельной группы „Путешествие в мир сенсорики“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. Познакомить родителей с дидактическими играми, в которые играют дети в детском саду, направленные на развитие сенсорных навыков (цвета, форма, величина предметов, расположение в пространстве).
3. Активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания.
4. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развитие творческих способностей родителей и детей.
Ход:
Здравствуйте, уважаемые родители мы очень рады видеть вас сегодня на нашем родительском всеобуче. Тема нашего всеобуча - «Путешествие в мир сенсорики». Кто знает, что означает слово сенсорика? (ответы родителей.)
Сенсорика, что это такое?
Сенсорика, или сенсорное восприятие («sensus» — восприятие, лат.) обозначает способность человека получить представление об устройстве внешнего мира (свойстве предметов, явлений) путём анализа их через собственные ощущения и личное восприятие. Именно сенсорное восприятие позволит сформировать маленькому человеку представление о том, что он видит вокруг. Используя самый первый опыт ощущений и анализа, он получит начальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуковых эффектов и запахов, цветов и их оттенков.
Говоря ещё проще, — сенсорное восприятие — это те навыки и умения, которые должен приобретать ребёнок, в разные годы своей жизни. Давайте же разберёмся, что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3 года своей жизни, и как его развивать в этих направлениях и чему учить малыша.
Момент появления ребёнка на свет – это, когда природа запускает его механизмы сенсорного восприятия. Малыш определяет запах матери – работает обоняние, чувствует тепло её тела – включается осязание, различает оттенки чёрного и белого цветов — значит, активируются зрительные центры. Первый месяц жизни ребёнка очень важен, ведь именно в этот период начинают полноценно функционировать все пять сенсорных систем человека — слух, зрение, обоняние, осязание и вкус.
В дальнейшем ребёнок активно использует механизмы сенсорного восприятия картины мира, активно используя память,воображение,а также способность логически мыслить, все эти навыки требуют внимания со стороны взрослых и активной помощи в развитии. Именно эти формы познания помогают малышу в последующем процессе обучения.
Формирование представлений о цветах: зелёный, синий, фиолетовый, чёрный и другие.
Различие и определение основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и другие.
Различает понятия относительных величин: большая, средняя, маленькая.
Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре?
Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и развитие ребенка в целом. Поэтому приучать ребенка к сенсорной культуре нужно как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста).
Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме, в форме игры. Однако, и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10- 15 минут, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия, что - полезное для себя.
Этапы сенсорного познания в раннем возрасте. Навыки и умения.
Что должен уметь ребёнок в полтора — два года? В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:
• Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
• Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
• Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
• Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).
Ход:
А сейчас мы с вами отправимся в сказочное путешествие, в «Страну сенсорики».
А поможет нам туда попасть сказочная фея.
Звучит музыка из сказки «Три орешка для золушки», и появляется воспитатель, одетый в фею. с волшебной палочкой.
Фея :
Уважаемые родители, вы хотите побывать в Сказочной стране? Тогда сейчас я вас превращу в маленьких детей.
Фея подходит к каждому родителю, дотрагивается до них волшебной палочкой и
превращает в детей.
А чтобы мы быстрее туда попали, поедем на паровозике.
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова», родители зацепляются паровозиком за вторым воспитателем и «едут на первую станцию.
В это время на экране появляется изображение предметов в цвете.
Фея:
Но вот мы и прибыли на первую станцию, а на какую вы сейчас сами догадаетесь.
Читаются загадки:
У тебя ответ найдется,-
Цвет, какой имеет солнце? (желтый)
Цвет травы и листвы-
Назовите его вы, (зеленый)
Такого цвета наша кровь
Какого, кто сказать готов? (красного)
Им часто море называют.
Кто цвет возьмет и отгадает. (синий)
Фея:
Итак, как же называется наша станция? (цветная).
Воспитатель: мы сейчас поиграем в игру «Найди по цвету».
Родители играют в игры, в которые дети играют в группе.
«Спрятались от дождика»(с цветными зонтиками, «Цветные автомобили» (с подбором колесиков, «Мы веселые матрешки» (раскладывание цветных фишек в коробочку по цвету…
На экране воспитатель показывает, в какие еще игры с цветом можно поиграть.
Воспитатель: Наш паровозик отправляется дальше. Родители за воспитателем едут дальше.
Мы встречаем их везде
На земле и на воде.
В небесах и под землей,
Они нам нужные с тобой.
Будем их мы называть
В окружении искать.
Треугольник, круг, квадрат,
Тем фигурам каждый рад.
Воспитатель: Какая сейчас станция? (фигурная)
«Высокая, низкая башня», «Куб, конус, шар», «Разложи фигуры по цвету»,
«Игры- вкладыши», (деревянные игрушки с стержнями для нанизывания фигур разной геометрической формы…
Воспитатель: Теперь обратите внимание на экран. В какие игры нужно играть с
ребенком, чтобы определить форму и размер предмета. (родители смотрят презентацию).
А теперь наш «Черный ящик». Звучит мелодия из передачи «Что, где, когда», и вносится «Черный ящик».
Воспитатель: Взрослые могут играть в «Черный ящик», где прячутся сюрпризы, а для детей у нас «Волшебный мешочек». Это интересная ирга для тренировки тактильной памяти, закрепление представлений о форме предметов. Положите в мешочек несколько предметов. Проговорите названия и попросите на ощупь достать тот или иной предмет.
Фея : Дорогие родители, пора возвращать нам из сказочной «Страны Сенсорики», превращаю вас в мамочек.
Воспитатель: Дорогие родители, вам понравилось в сказочной стране? Мы хотим, чтобы и ваши дети побывали в этой стране не только в детском саду, но и дома, для этого есть очень много игр, которые можно сделать из подручного материала. Их очень много, но мы предложим вам самые простые.
Игры для тренировки различных видов восприятия.
Игра «Фольга». Дайте ребенку кусочки фольги, пусть он помнет ее, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Прошуршите кусочком фольги в процессе ее сжимания. Если ребенок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.
Игра «Песочница на кухне». Возьмите поднос или яркое блюдо. Тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем, попробуйте вместе нарисовать какие- нибудь предметы. Такое рисование массажирует не только пальчики вашего малыша, но и развивает фантазию и воображение.
Игры с крупами. Разнообразные крупы: фасоль, шишки, каштаны, горох, помогут вашему ребенку испытать приятные тактильные ощущения, немного пошалить и пофантазировать.
Можно смешать крупы и попросить ребенка разобрать их по сортам.
Можно покрасить фасоль в разные цвета и сортировать ее по цветам, по размеру –
большая, маленькая.
Можно выполнить такое упражнение. Надо взять фасолинку большим и указательным пальцем, затее большим и средним, большим и безымянным, но здесь очень важно помнить о технике безопасности. Надо следить, чтобы в ходе игры дети ничего не брали в род.
Можно высыпать фасоль в большой контейнер и спрятать там маленькую игрушку, чтобы ребенок ее нашел.
Игры с прищепками. Можно взять обычный круг, фигурки ежика, облако, овощи и с помощью прищепок сделать «Солнышко», «Дождик», травку». Можно просто поиграть с прищепкой (только сначала проверить, чтобы не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев.
Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает, это не палец, а мышь. (потом на другой руке)
Ноя же играю с тобою, малыш.
А будешь кусаться, скажу тебе – «Кыш!».
Игра с пробками.
«Сложи, как я», «Разложи по цвету», «Маленькие - большие», «Бусы», «Пошагаем в пробках»…
Игра «Поймай зверька». Хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложить ребенку закрыть глаза, затем возьмите его любимую игрушку и проведите ее по частям его тела. Ребенок должен определить, где пробежал зверек_ по ноге, спинке…
Воспитатель: А теперь, уважаемые родители, давайте поиграем в эти игры.
Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо у всех получается.
Наши пальчики устали и немного хотят отдохнуть. Мы предлагаем вам отдохнуть и сделать пальчиковую гимнастику, которую делают ваши дети.
«Домик для ребят».
Тук-тук, тук-тук,
Молоточки стучат, строим домик для ребят.
(стучим кулачками друг об друга)
Этот домик для зайчиков.
(делаем из ладошек домик)
Это домик для белочек.
Этот домик для девочек.
А это домик для мальчиков.
Вот какой хороший дом.
(хлопаем в ладоши)
Мы в нем дружно заживем!
Воспитатель: Картотеку игр пальчиковой гимнастики мы подготовили в «памятках», которые вам пригодятся для игр с детьми. Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковые гимнастики, но и работа с бумагой. Поделки из бумажных комочков и мятой бумаги –
замечательное средство для развития силы детских пальчиков, умения координировать движения, видеть результат своей работы в перспективе, воспринимать части образа, как единое целое. Этот вид аппликации очень понравился нашим малышам. Они с удовольствием включились в творческий процесс, ведь нам нужно было сделать подарок для пап к 23 февраля. Сначала мы
подготовили материал к работе: нарезали на полоски мягкую цветную бумагу (бумажные салфетки). Затем, вместе с детьми сминали их и сформировывали шарики. Заготовленные шарики складывали в емкости.
Пригодились нам и прищепки. Благодаря им у нас получились разноцветные самолетики.
Заключительный этап работы - приклеивание бумажных комочков к
заготовке. При этом, можно использовать разные виды клея.
Применяя данный вид аппликации, у нас получились вот такие работы.
Мы впервые поздравляем наших пап с Днем защитника Отечества!
Подведение итогов собрания.
- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. (высказывания родителей).
Решение родительского собрания:
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим, сенсорным играм, решить следующую задачу: каждой семье организовать вечера сенсорной игры, направленные на накопление сенсорного опыта детей.
2. Организовать конкурс выставку «Мир на кончиках пальцев», на лучшую дидактическую игру (игрушку, сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли.
Заключительное слово
.
Уважаемые родители! Закончена игра! Она у нас рассчитана на час.
Но в сенсорную игру, народ,
Играйте дома круглый год!